Хватит ли бензина
Стабильность рынка моторных топлив – в государственных товарных запасах

Текущий 2025 год должен был стать необычным для рынка нефтепродуктов России. Запредельно высокая ключевая ставка, аномально крепкий рубль и внешний фон, на котором развернулась мировая торговая война — страны начали угрожать друг другу введением пошлин уже не на десятки, а на сотни процентов, все это вызывало опасение глобальной рецессии и соответственно снижения спроса на энергетические ресурсы. Все это, казалось, должно было сформировать значительный профицит предложения на внутреннем рынке и позволить пройти год без потрясений и катаклизмов. Дополнительным фактором стабильности стали договоренности между Москвой и Киевом о моратории на удары по объектам топливно-энергетического комплекса — в 2024 году именно из-за атак по нефтеперерабатывающим заводам внутренний рынок серьезно лихорадило.
Первое полугодие почти оправдало ожидания
Предложение на бирже, основном источнике ресурса для независимых АЗС, промышленных предприятий и аграриев, было достаточным. Покупатели и аналитики отмечали необычайно продолжительный период отсутствия волатильности в ценах на бензин и дизельное топливо. Да, были периоды оживления, но в целом биржевая торговля в первой половине 2025 года напоминала супермаркет: можно было спокойно "собрать корзину" и идти к кассе.
Маржинальность АЗС была неприлично высокой. Железная дорога — в силу снижения объемов грузоперевозок — начала показывать стабильную работу. Истории о том, как вагоны с НПЗ задерживались в пути на месяцы, уходили в прошлое. Казалось, вот он, идеальный рынок: высокая маржинальность, стабильная логистика, возможность без проблем создать запасы моторного топлива в регионах, где нет регулярных ударов БПЛА. Многие отмечали, что нефтебазы заполнены "по самую горловину", и все идет по плану. Лето, казалось, должно было пройти спокойно.
В то время как обычно весной сбытовые структуры ВИНКов, по нашей оценке, закрывали "калитки" для сторонних покупателей, ограничивая предложение, в этом году ситуация сложилась иначе: во многих регионах страны можно было спокойно подать заявку, оплатить и вывезти нужное количество ресурса. При этом наблюдалось снижение объемов пролива на АЗС и резкое падение платежеспособного спроса со стороны угледобывающих предприятий (крупных потребителей дизельного топлива).
Рынок успокаивали заявления о стабильности, огромных запасах, жесткой денежно-кредитной политике со стороны банков, охлаждении экономики, штатной работе НПЗ, плановых ремонтах, идущих по графику, слабом спросе на экспортном направлении (в том числе из-за крепкого рубля). Экспорт бензина для непроизводителей был предусмотрительно закрыт, на всякий случай. Все указывало на то, что лето пройдет спокойно.
13 июня
Точку слома тенденции можно назвать точно — 13 июня.
Обострение конфликта между Ираном и Израилем, опасения по поводу перебоев с поставками топлива в страны Средней Азии (традиционном рынке для российского экспорта бензинов и дизельного топлива), ожидания роста цен на сырье и потенциальные глобальные риски на мировом энергетическом рынке — все это изменило картину в один день. Уже 16 июня на Петербургской бирже начался резкий рост цен.
На рынок выходят алгоритмические "роботы", до этого пылившиеся в "чуланах", и начинают агрессивно скупать ресурс. Это создает искусственный ажиотажный спрос, который в нормальной ситуации, при наличии реальных региональных запасов, не был бы столь разрушительным. Видя, что спрос растет, а предложение падает, покупатели начинают лихорадочную скупку.
Правительство в попытке стабилизировать внутренний рынок закрыло экспорт бензина уже и для производителей. ФАС сообщает, что готовится новый приказ об увеличении нормативов продаж на бирже с 15% до 17%. Но все это уже не работает: паника охватывает рынок, цены продолжают расти.
В арсенале регуляторов практически не остается эффективных инструментов сдерживания цен на бензин в оптовом сегменте. При этом розничные цены по-прежнему находятся под строгим контролем и не должны превышать уровень официальной инфляции. А оптовые цены на АИ-92 и АИ-95 на первую декаду августа уже превысили регулируемые розничные уровни.
Минэнерго, не имея иных рычагов для купирования ценового шока в оптовом сегменте, использует словесные интервенции: "Запасов топлива в России хватит для удовлетворения внутреннего спроса". И ведомство не лукавит – топлива действительно хватит. Но по какой цене, и сколько будут вынуждены заплатить за стабильность в рознице владельцы независимых АЗС, вынужденные на стелах удерживать цену в рамках официальной инфляции?
Чем закончится эта история?
Запрет на экспорт бензинов будет продлен до 1 октября. В конце сентября, как по волшебству, цены пойдут вниз. Это удивительным образом совпадет с окончанием высокого сезона потребления, когда спрос начнет снижаться, и баланс между оптовыми и розничными ценами постепенно восстановится.
Что делать, чтобы победить уже ставшие регулярными ценовые шторма?
Ответ прост: формировать реальные товарные запасы в период низкого сезона и открывать их для продажи в пиковые моменты. Никакие другие меры не сработают, если в нужное время в точках потребления не будет физического товара. Фьючерсы, форварды, свопы, и прочие биржевые инструменты не спасут от физического отсутствия топлива в регионе потребления.
При текущей ключевой ставке такого рода резервы может создать только государство, ни одна трейдерская компания не пойдет на создание запасов в масштабах, способных стабилизировать рынок. Нефтяные компании способны создать такие запасы, но будучи организациями коммерческими, и прежде всего решающими вопросы обеспечения собственной сети АЗС, будут вести себя как региональные сбыты, предлагая зонтик, когда на небе солнце, и прося его вернуть, как только начинается дождь. Инфраструктура для создания такого резерва досталась современной России от СССР, и она полностью в рабочем состоянии.
Спокойный рынок — это не только результат административных мер, но и вопрос инфраструктуры, логистики и доверия. Без доступных физически запасов в нужный момент ни одно заявление, ни один норматив, ни один запрет не смогут удержать цены. Сегодняшняя ситуация – это не форс-мажор, а следствие недоработок в модели распределения ресурса. И если не принять превентивных, а не реактивных мер, сценарий лета 2025 года может повторяться снова и снова. С той лишь разницей, что эффект накопленного недоверия будет сильнее каждый раз.