Хаб – наш?

О целесообразности создания на территории России хабов по реализации нефти, нефтепродуктов и СПГ на экспорт

Хаб – наш?
Фото: Reuters

Президент России Владимир Путин предложил создать новый газовый хаб в Турции для поставок газа в Европу если будет заинтересованность потенциальных покупателей, а также Россия могла бы рассмотреть возможность строительства еще одной газопроводной системы. В конце 2023 года вице-премьер Правительства РФ Александр Новак заявил, что реализация проекта может начаться в 2024 году. В мае 2024 года было анонсировано, что в течение нескольких месяцев в Стамбуле планируется создать финансовый центр с участием России, в частности, "Газпрома". Проект даст возможность Турции стать центром определения цен на топливо. При этом в России активно развита биржевая торговля нефтепродуктами, химическим сырьем и минеральной продукцией, природным газом, сжиженным углеводородным газом, углем, но отсутствуют биржевые индикаторы на ключевой индикатор международной торговли – нефть.

Какой хаб необходим?

 Хабы можно разделить на физические, виртуальные, биржевые. Целью формирования физического хаба является создание баз для хранения и дальнейшего распределения ресурсов на потребительские рынки. В этой связи физический хаб подразумевает наличие значительного объема емкостей для первичного размещения продукции.

 Обзор топ-10 мировых хабов:

Таблица 1

 На фоне санкционного давления и отсутствия возможности долговременного хранения нефти применяется система реализации российских нефтеналивных грузов с оперативной отгрузкой согласно позиционным графикам подачи и расстановки тоннажа в морских портах с дальнейшим размещением импортерами российских ресурсов в хабах за рубежом.

При этом бенефициарами лучших торговых предложений по приобретению российской нефти и нефтепродуктов являются уже зарубежные трейдерские компании, которые на перепродаже российского сырья, по разным оценкам, могут зарабатывать до 10 долларов за баррель, не участвуя в производственной цепочке.

Для получения лучших условий реализации сырья и продукции переработки и получения более высокой маржинальности могло бы быть эффективным развитие хабов также и на территории российских портов, но важно сопоставление затрат и конечной эффективности.

В России хабы найдут применение?

Существующий экспортный потенциал России составляет: 20 млн т нефти, 11 млн т нефтепродуктов, 3 млн т СПГ, 0,6 млн т химии в месяц. Для того, чтобы разместить хотя бы на месяц такой объем, необходимо построить сопоставимое количество резервуаров/емкостей. При этом не факт, что конъюнктура мирового рынка изменится в лучшую сторону.

Наблюдается отсутствие прямой корреляции изменения экспортных объемов и цен на мировом рынке, в основном влияние на ценообразование оказывают геополитические факторы.

Создание хабов для торговли энергоресурсами целесообразно формировать в центрах максимальной загрузки относительно пропускной способности, консолидации множества отправителей и востребованности многих покупателей-импортеров.

По сути, крупнейшие российские морские нефтеналивные терминалы (такие, как Приморск, Новороссийск, Усть-Луга, Козьмино) уже представляют собой хабы или распределительные узлы — центры поставок на международные рынки.

В топ-5 российских морских нефтеналивных терминалов по емкости резервуарных парков входят:

  • "НМТП" на нефтебазе "Шесхарис" (перевалка нефти и дизельного топлива, поступающих по системе магистральных нефтепроводов) с емкостью 1,58 млн т;
  • "КТК-Р" (перевалка смеси казахстанской и российской нефти) с емкостью 1,4 млн т;
  • "Приморский торговый порт" (перевалка нефти и дизельного топлива, поступающих по системе магистральных нефтепроводов) с емкостью 1,16 млн т;
  • "Усть-Луга Ойл" (перевалка нефтепродуктов) с емкостью 0,96 млн т;
  • "Транснефть-Порт Козьмино" (перевалка нефти) с емкостью 0,6 млн т.

Рисунок 1

 В топ-5 российских морских нефтеналивных терминалов по пропускной способности входят:

  • "КТК-Р" – 82 млн т в год. В компании реализована программа устранения узких мест, позволившая увеличить пропускную способность нефтепровода КТК с 67 до 82 млн тонн в год.
  • "Приморский торговый порт" – проектная мощность терминала 75 млн т в год. Терминал может увеличить объемы перевалки при использовании судов большего водоизмещения – до 300 тыс. т. В настоящее время максимальный объем загрузки нефти на танкер составляет не более 125 тыс. т;
  • "НМТП" – 75 млн т в год;
  • "Транснефть-Порт Козьмино" – 50 млн т в год;
  • "Невская трубопроводная компания" – 38 млн т в год.

Рисунок 2

Создавать и развивать

Для того, чтобы разобраться с вопросом, стоит ли создавать или развивать хабы в России, рассмотрим ключевую российскую инфраструктуру нефтеналивных терминалов.

Обобщая данные, можно выделить шесть российских терминалов с пропускной способностью от 38 до 82 млн т в год и емкостью для хранения от 0,6 до 1,6 млн т. Это меньше, чем топ-10 в мире. Но преимущества российских хабов в отличие от зарубежных заключаются в том, что наши терминалы предназначены для экспортных грузопотоков, избыточных для внутреннего потребления, и имеют потенциал развития.

Производители могут транспортировать ресурсы до терминала на основании договоров транспортировки.

И при этом такие хабы не совсем применимы для российского рынка по различным причинам. Во-первых, наличие долгосрочных контрактов российских компаний с импортерами из дружественных стран, предусматривающих формулы цены. Во-вторых, сложности долгосрочного хранения ресурсов в резервуарах терминалов из-за ограниченных технических возможностей для хранения, предусматривающих своевременную подачу танкера в сроки, предусмотренные графиком подачи и расстановки тоннажа в порту, что не дает возможности оперативно реагировать на изменение спроса на мировом рынке с размещением на хранение ресурса на конечном терминале в долгосрочном формате.

Развитие хабов, предусматривающих именно размещение сырья и продукции переработки, а также накопление партий для спотовых поставок и получения наилучших ценовых предложений от импортеров, возможно несколькими способами. Первый – за счет строительства дополнительных емкостей на существующих морских терминалах. Второй – за счет строительства дополнительных емкостей на новых перевалочных морских терминалах. Третий – за счет размещения на плавучих платформах танкеров-накопителей в российской акватории.

По сути, такой хаб уже сформирован в Мурманске. Морской порт Мурманск включает в себя рейдовый терминал для перегрузки нефти и рейдовый терминал для перегрузки сжиженного природного газа (СПГ).

Ключевыми сегментами в схеме экспорта арктической нефти являются:

– танкер-накопитель "Кола" дедвейтом 309 тыс. т, на который поступает нефть с Варандейского терминала "Лукойла", расположенного на севере Ненецкого автономного округа. Танкеры-челноки ледового класса доставляют нефть до "Колы";

– танкер-накопитель "Умба" дедвейтом 300 тыс. т, на который поступает нефть с Приразломного месторождения на арктическом шельфе России, а также с Новопортовского месторождения "Газпром нефти";

– временный рейдовый перевалочный комплекс (ВРПК) "Кильдин Восточный" "Новатэка", который предназначен для перевалки СПГ по схеме "борт-борт" и объединяет три рейдовых причала. На двух из них могут швартоваться газовозы типа Yamalmax длиной 300 м, шириной 50 м и осадкой 13 м;

– конвенциональный танкер-газовоз у побережья Мурманской области, принимающий СПГ с проекта "Арктик СПГ-2" (танкер ледового класса Arc7 Christophe de Margerie).

При этом строительство терминала для перегрузки сжиженного природного газа на Камчатке может позволить увеличить "Новатэку" экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и одновременно обеспечить газификацию Камчатского региона.

Наиболее эффективный способ исключения непроизводительных затрат на строительство большого емкостного парка на территории российских морских терминалов, исключения их затоваренности в связи со сложностью оценки скорости оборачиваемости физических партий на спотовом рынке, сокращения нецелевого использования судов арктического класса при транспортировке нефтеналивных грузов на азиатские рынки, оптимизации транспортных издержек, является как раз создание хабов (центров распределения спотовых партий по наиболее привлекательным ценам) путем размещения танкеров-накопителей в российской морской акватории в непосредственной близости к основным рынкам реализации российских ресурсов в направлении АТР.

Партии грузов, формируемые на танкерах-накопителях, могут представляться на биржевой площадке (в частности, Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже) или других цифровых платформах для создания баланса рыночного спроса и предложения с индексацией наиболее привлекательной цены для российских производителей, что сократит в перспективе дисконты по контрактам и может привести к справедливому ценообразованию на российские энергоресурсы.

Об авторе

Тамара Сафонова
Тамара Сафонова
доктор экономических наук, генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора»
Все статьи автора

Статьи на тему