Фискальный тормоз для НГК
Изменения в налогообложении нефтегазовых компаний в 2023 году
Согласно ранее сделанным прогнозам, налоговые поступления от нефтегазового сектора в 2022 году должны были составить 9,5 трлн рублей, однако высокие цены на нефть и газ смогли обеспечить порядка 10,4 трлн рублей, что на 15,5% выше показателей предыдущего года.
Повышение налогов в 2023 году обосновывается необходимостью балансировки государственного бюджета, который вместо запланированного профицита на сумму 1,4 трлн рублей из-за воздействия санкций демонстрирует дефицит (2,9 трлн рублей по итогам 2022 года). И в поисках дополнительных источников финансирования расходов правительство вновь обратило внимание на ряд базовых отраслей, в первую очередь на нефтегазовый комплекс, угольную промышленность и производство удобрений.
Производители удобрений уже столкнулись с повышением налогов в 2021 году, когда "рентный коэффициент", используемый при расчете НДПИ, вырос в 3,5 раза. Угольные предприятия тоже будут в течение января–марта платить повышенный НДПИ.
Но налоговая нагрузка на нефтегазовую сферу всегда была одной из самых высоких. Компании, работающие в нефтяной отрасли, в 2022 году отдавали в бюджет, согласно расчетам аналитического центра ИнфоТЭК, 73% своей выручки. Проводимое повышение налогов приведет к тому, что в текущем году на уплату налогов будет направляться до 75% всех поступлений нефтяных компаний. Для сравнения, для производства минеральных удобрений аналогичный показатель составляет 19%, для банковского сектора – 21%, а для горной и металлургической промышленности он даже был снижен с 26% до 25%.
Что поменялось?
НДПИ на нефть меняется уже девять лет подряд в рамках проведения налогового маневра, который к 2024 году должен привести к отмене таможенных пошлин за счет увеличения налога на добычу. Однако повышение НДПИ, запланированное на 2023–2025 годы, никак не связано с проведением налогового маневра и не затрагивает порядок расчета таможенных пошлин. Увеличение налоговой нагрузки осуществляется с единственной целью – повысить бюджетные доходы.
Так, с 1 января 2023 года коэффициент Нк_демп, характеризующий демпфер после 2020 года, нужно умножать на коэффициент Кнв в размере 1,3. Данная мера позволит компенсировать через демпферный механизм потери нефтеперерабатывающих компаний от поставок нефтепродуктов на внутренний рынок по ценам ниже мировых и увеличит поступление НДПИ в бюджет в 2023 году на 208 млрд рублей, в 2024 году – на 213 млрд рублей и в 2025 году – на 208 млрд рублей.
Кроме того, продлена на 2023–2025 годы корректировка демпфирующего механизма, введенная в качестве временной меры с сентября по декабрь 2022 года. Это связано с тем, что российская нефть, находясь под давлением санкций, продавалась по цене ниже рыночной.
Дисконт после начала СВО достигал почти $30, что составляло более 25% от цены Brent. С течением времени его величина сначала сократилась, но к концу 2022 года снова увеличилась. В текущем году дисконт также будет присутствовать. Это следовало учесть при расчете демпфера на бензин. А достигнутое таким образом сокращение расходов на компенсационные выплаты нефтеперерабатывающим заводам позволит бюджету сэкономить 212 млрд рублей в 2023 году, 221 млрд рублей – в 2024-м, 229 млрд рублей – в 2025 году.
Последствия для отрасли
Понятно, что правительство, озабоченное ростом дефицита бюджета, стремится компенсировать его за счет наиболее крупных отраслей, в числе которых добыча и переработка нефти. Налоговые отчисления, полученные в результате повышения фискальной нагрузки, смогут увеличить доходы бюджета в наступившем году на 420 млрд рублей. Совокупный эффект такой законодательной инициативы может достичь 1,29 трлн рублей за три года.
Однако не следует забывать, что основным фактором риска для нефтяников остаются санкции. С 5 декабря вместе с эмбарго на импорт российской нефти морским путем стал действовать "потолок цен", установленный западными странами на уровне $60 за баррель. С 5 февраля вступит в силу эмбарго на покупку нефтепродуктов, вдобавок к чему планируется введение двух новых "потолков" цен для темных и светлых нефтепродуктов. Установленные ценовые ограничения будут пересматриваться один раз в два месяца с учетом рыночной ситуации, а предельные цены будут определяться на уровне не менее чем на 5% ниже среднерыночной цены.
Согласно указу Президента РФ, Россия не будет поставлять нефть странам, установившим "потолок цен". По прогнозам Минэкономразвития РФ, в 2023 году нефтедобыча в стране может снизиться до 490 млн т, что на 4,85% меньше показателя 2022 года, при этом экспорт должен составить 250 млн т.
Влияние антироссийских санкций не следует недооценивать, экспорт нефти по итогам 2023 года может просесть почти на четверть, что приведет к заполнению нефтехранилищ и вынудит российские нефтедобывающие компании сократить добычу.
Другим фактором риска является возможное снижение цен на нефть на мировом рынке. Согласно тем же прогнозам Минэкономразвития РФ, средняя цена Urals в 2023 году должна составить $70,1 за баррель. Однако здесь не учитывается отложенное воздействие энергетического кризиса, разразившегося в Европе, способное привести к рецессии и падению спроса на нефть, а также возможное снижение деловой активности в Китае. Поэтому не исключен сценарий, по которому цены на нефть могут вернуться к отметке $50, что сократит рентабельность нефтедобычи, а вместе с повышением налоговой нагрузки способно привести к кризису в отрасли.
Новшества в газовой сфере
Ст. 342 Налогового кодекса РФ устанавливает базовую ставку НДПИ при добыче горючего природного газа в размере 35 рублей за 1 тыс. куб. м. Изменения, внесенные в НК, предусматривают, что с 1 января 2023 года повышается ставка НДПИ, и для расчета налога вводится поправочный коэффициент Ккг (п. 2.11 ст. 342):
- с 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года – 134;
- с 1 июля 2024 года по 30 июня 2025 года – 285;
- с 1 июля 2025 года – 305.
Эти поправки должны увеличить сумму налоговых поступлений в бюджет на 2 трлн рублей за три года.
Особые условия предусмотрены для "Газпрома" как крупнейшего производителя природного газа. По итогам 2022 года компания выплатит рекордные налоги – более 5 трлн рублей. Для сравнения, в 2021 году выплаты налогов и таможенных пошлин составили 3,8 трлн рублей.
С 1 сентября по 30 ноября 2022 года "Газпром" уплачивал дополнительно по 416 млрд рублей в месяц через механизм НДПИ, о чем теперь указано в п. 14.1 ст. 343 НК РФ. И после того как правительство изъяло 1 248 млн рублей, то есть сумму, которая сопоставима с полугодовыми дивидендами "Газпрома" за 2022 год, было принято решение продлить ежемесячное изъятие на следующие три года, увеличив его на сумму в размере 50 млрд рублей (п. 14.2 ст. 343 НК РФ).
С нынешнего года также увеличилась ставка экспортной пошлины на природный газ, она составит 30% при цене на газ ниже уровня $300 за 1 тыс. куб. м и 50% – при цене выше $300. Указанное изменение законодательства должно привлечь в бюджет еще 462 млрд рублей.
Повышая налоги для одних компаний нефтегазовой сферы, правительство не забывает о льготах для других. Так, в декабре 2022 года в Госдуму на обсуждение был внесен законопроект, в котором предлагается освободить от НДПИ проекты по добыче газа на Ямале и Гыдане, нацеленные на производство водорода и аммиака и вводимые в эксплуатацию после 2024 года. Принятие данного закона приведет к тому, что с 2025 года российский бюджет будет недополучать около 2 млрд рублей ежегодно, но позволит монетизировать запасы газа в этих труднодоступных регионах и будет способствовать развитию отечественной газохимии.
Что ждет "Газпром"?
Показанная в 2022 году высокая рентабельность производства газа обеспечивалась, прежде всего, беспрецедентными ценами на данное сырье, которые на европейских хабах превышали $3 тыс. за 1 тыс. куб. м. Согласно текущим оценкам, среднеконтрактная цена экспорта газа в 2022 году оказалась на уровне $691,2 за 1 тыс. куб. м – это в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году. Однако в нынешнем году ситуация может измениться.
Из-за аварии на "Северных потоках" "Газпром" потерял возможность прокачки в Европу 167 млн куб. м газа в сутки. Транспортировка по газопроводу через Украину в 2022 году была сокращена до 42–43 млн куб. м в сутки, а в начале текущего года и вовсе упала до 24,4 млн куб. м в сутки. Поставки по "Турецкому потоку" составляют всего 29–30 млн куб. м в сутки. С конца 2021 года остановилась работа газопровода Ямал–Европа (мощность – 32,9 млрд куб. м в год).
В 2023 году следует ожидать сокращения экспорта российского газа в Европу до 65 млрд куб. м по сравнению с 85 млрд куб. м, поставленными в 2022 году, и 175 млрд куб. м – в 2021 году. Выпадающие объемы возможно лишь частично перенаправить в Китай, поставки по газопроводу "Сила Сибири" в следующем году могут увеличиться почти на 50%.
Увеличение налоговой нагрузки на газовые компании не дает возможности адаптироваться к изменяющимся условиям. Введение ЕС биржевого "потолка" цен на природный газ на уровне около $2 тыс. за 1 тыс. куб. м не позволит увидеть новых ценовых максимумов, а цены на уровне выше $1 тыс. за 1 тыс. куб. м все равно будут сохраняться недолго. Энергетический кризис в Европе постепенно будет преодолен, цены на газ вернутся к экономически обоснованным уровням, в то время как полноценно восстановить трубопроводный экспорт газа в Европу уже не получится. К 2030 году ЕС намерен полностью отказаться от российского газа.
Повышение налоговой нагрузки в таких условиях не позволит "Газпрому" выстраивать новые трубопроводные маршруты для экспорта газа, что сократит его присутствие на рынке и приведет к утрате Россией позиций ведущего экспортера газа.
Налоги на производителей СПГ
Поправки, внесенные в НК РФ, предусматривают повышенную ставку налога на прибыль для производителей СПГ, которые на основании исключительной лицензии в 2022 году отправили его на экспорт хотя бы раз. Ставка налога на прибыль для них в 2023–2025 годах будет составлять 34% (п. 1.17 ст. 284 НК РФ).
Ранее обсуждался вопрос о введении экспортной пошлины на СПГ, которая могла бы дать бюджету около 200 млрд рублей в год. Однако проекты "Ямал СПГ" ("Новатэк") и "Сахалин-2" ("Газпром") в настоящий момент освобождены от уплаты НДПИ и экспортной пошлины. Но затем начали рассматривать вариант повышения ставки налога на прибыль до 32%, что могло бы обеспечить те же 200 млрд рублей дополнительных доходов бюджета. В итоге было решено установить новую ставку на уровне 34%, из которых 17% будет направлено в федеральный бюджет, а еще 17% – в бюджет субъектов РФ.
Необходимо отметить, что производство СПГ в России только начинает набирать обороты. В прошлом году российские компании произвели всего 30 млн т СПГ, в то время как Австралия производит 78,5 млн т, Катар – 77 млн т, США – 67 млн т.
В прошлом году, несмотря на санкции, производство СПГ в России выросло почти на 8,5%, а к 2035 году планируется выпускать 140 млн т. Сегодня строятся заводы, которые смогут дополнительно к существующим объемам поставлять на рынок еще 52 млн куб. м СПГ ежегодно. Но ввод в эксплуатацию новых мощностей возможен не ранее 2025 года, и то при условии создания соответствующих отечественных технологий, а существенный рост налоговой нагрузки может отодвинуть планы по запуску новых производств на неопределенный срок.
***
Налоговые доходы бюджета в 2023 году на 34,2% формируются за счет отчислений нефтегазовых компаний, которые должны в виде налогов и пошлин уплатить 8,9 трлн рублей. Из этой суммы за счет повышения налоговой нагрузки будет получен почти 1 трлн рублей.
Однако формируя бюджет на текущий год, правительство вряд ли рассчитывало на сверхдоходы нефтегазовых компаний, получение которых в условиях санкций весьма сомнительно. Основным фактором, который позволит получить суммы налогов на уровне запланированных, будет являться девальвация рубля. Федеральный бюджет на следующие три года предусматривает постепенное снижение курса рубля от 68,3 рубля за доллар в 2023 до 72,2 рубля за доллар в 2025 году. Но если цены на нефть упадут значительно, то курс может вернуться к отметке выше 100 рублей за доллар.
Таким образом, пополнение бюджета нефтедолларами в тяжелых для развития отрасли условиях создает риски очередного скачка инфляции. В итоге вырастут цены и расходы, а эффект от очередной девальвации может стать коротким и не позволит сформировать условия для развития нефтегазовой отрасли, как это было в предыдущие годы.