Еврокомиссия опубликовала "Дорожную карту по прекращению импорта энергоносителей из России" . В ней высказывается желание отказаться от импорта российского газа в 2027 году. Соответствующие планы национальные правительства должны предоставить уже к концу 2025-го. Отказ должен быть безопасным, скоординированным и хорошо подготовленным. Если все будет развиваться так, как описывает в "дорожной карте" руководство ЕС, то шансы на безопасный, скоординированный и хорошо подготовленный отказ действительно есть. Проблема лишь в том, что для подтверждения своей правоты Брюссель использует крайне сомнительные примеры собственного успеха и противоречивые прогнозы Международного энергетического агентства. Поэтому стройные планы в любой момент могут сорваться.
Зависимая Европа
В 2024 году, по данным Еврокомиссии, поставки российского газа в страны Евросоюза составили 52 млрд куб. м (32 млрд куб. м по газопроводам и 20 млрд куб. м в сжиженном виде) – около 19% от общего объема, закупленного ЕС на внешних рынках. Этот факт печалит руководство Евросоюза, так как в 2023 году российские поставки были меньше.
Еврокомиссия отдельно отмечает в "дорожной карте", что в период с 2021 по 2023 годы ЕС сократил импорт российского газа более чем на 70% – со 150 млрд куб. м до 43 млрд куб. м. Еврокомиссия ставит это себе в заслугу и подчеркивает, что в мае 2022 года она опубликовала план REPowerEU, который как раз и предусматривал полное прекращение зависимости Европы от российских энергоносителей. В документе звучали призывы к росту энергоэффективности, диверсификации поставок и ускорению ввода новых электростанций на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). По мнению руководства ЕС, план прекрасно сработал, так как "дополнительное внедрение возобновляемых источников энергии и экономия энергии позволили сократить импорт газа более чем на 60 млрд куб. м" (в период 2022-2024 годов).
Не совсем ясно, как в таком случае объясняется тот факт, что электроэнергетика снизила спрос на газ в меньшей степени, чем промышленность и население. Также не совсем ясно, почему вместе с ростом энергоэффективности и вводом новой "зеленой" генерации сократился индекс промышленного производства. Также реализация столь выдающегося плана по отказу от поставок из России не объясняет причины, отчего в 2024 году импорт российского сжиженного природного газа (СПГ) вырос на 12%, а трубопроводного газа – на 26%. По данным самой Еврокомиссии.
Совсем уж неудобными вопросы к REPowerEU станут, если вспомнить, что до его принятия, за первые четыре месяца 2022 года, спрос на газ в Европе уже снизился примерно на 18,5 млрд куб. м (на 10,4%) относительно того же периода 2021 года.
В сумме потребление газа в ЕС сократилось с примерно 415 млрд куб. м в 2021 году до 332 млрд куб. м в 2024-м. У этого есть простое объяснение: сокращение спроса происходило под давлением аномально долго держащихся высоких цен.
Летом 2021 года начался мировой энергетический кризис, охвативший не одну только Европу, и не один только газовый сегмент. При этом рост поставок СПГ в Евросоюз от альтернативных России поставщиков также начался не после принятия Еврокомиссией судьбоносного плана REPowerEU, а в январе 2022 года – как следствие того, что ЕС с декабря 2021-го из-за скачка биржевых котировок стал премиальным рынком для сжиженного природного газа. Другие крупные рынки в то же время пытались максимизировать закупки газа с нефтяной индексацией или заместить газ углем собственной добычи. У Европы таких возможностей не было благодаря длящимся с 2009 года реформам местных энергетических рынков.
Еврокомиссия явно не пыталась полноценно осмыслить природу энергетического кризиса, предпочитая вместо этого приписывать себе несуществующие заслуги по его обузданию. По этой причине у Брюсселя нет четкого понимания рисков, с которыми может столкнуться газовый рынок ЕС, что в свою очередь будет негативно влиять на желаемое руководством Евросоюза достижение "ценовой стабильности, предсказуемости рынка и безопасности поставок".
Газ не нужен
Последние месяцы в ЕС наблюдается частичное восстановление спроса на газ. В основном оно связано с растущей загрузкой газовых электростанций и снижением выработки электроэнергии ветряками. Если в первом квартале 2024 года газовая генерация произвела 91,87 ТВт-ч, а ветровая – 148,7 ТВт-ч, то за аналогичный период текущего года эти показатели составили 103,6 ТВт-ч и 117,8 ТВт-ч соответственно. В начале второго квартала ситуация сохранялась.
Это прекрасная иллюстрация к одному из ключевых положений "дорожной карты" Еврокомиссии: отказу от российского газа должно способствовать развитие ВИЭ и рост энергоэффективности. По оценкам, из которых исходит Брюссель, к 2027 году возобновляемые источники и энергоэффективность снизят спрос на газ в ЕС на 40–50 млрд куб. м. Это примерно соответствует объему импорта из России. В 2025 году, по прогнозу ЕК, он может составить 36,5 млрд куб. м. Данная величина выглядит вполне обоснованно на фоне прекращения транзита газа через Украину.
Проблема лишь в том, что рост номинальной установленной мощности ветровых и солнечных электростанций не гарантирует рост выработки. Евросоюз имел возможность убедиться в этом в 2021 году, как и в первые четыре месяца 2025-го.
Очевидно, что Еврокомиссия не придумывала доводы о снижении спроса на газ, она лишь следовала базовым положениям стратегии "зеленого" энергоперехода. Согласно оптимистичным предположениям, ЕС к 2030 году удастся заменить до 100 млрд куб. м природного газа! А к 2050 году совокупный спрос опустится примерно до уровня менее 100 млрд куб. м (то есть более чем в три раза относительно спроса в 2024 году). При этом ожидается, что эти объемы пойдут на неэнергетические нужды – в качестве сырья для различных производств. А в электроэнергетике природный газ заместят ВИЭ и водород. Правда, пока нет никаких признаков, что даже относительно скромные водородные планы Европы до 2030 года будут реализованы. Зато есть все основания предполагать, что в 2025 году Евросоюз продемонстрирует больший спрос на газ, чем в 2024-м.
Впрочем, ничто не помешает Еврокомиссии сказать, что без ВИЭ и мер по повышению энергоэффективности спрос был бы больше. На случай, если в 2027 году страны ЕС нарастят потребление газа, на помощь Европе должен прийти избыток предложения СПГ.
СПГ – каждому!
На вторую половину 2020-х годов намечен ввод новых производств сжиженного природного газа – в первую очередь в США и Катаре. Если планы Катара реализуются относительно стабильно, то на территории Соединенных Штатов начало эксплуатации некоторых проектов смещает на более отдаленные сроки, что заставляет периодически корректировать прогнозы возможного избытка предложения. Так, в 2024-м было объявлено, что ввод мощностей Golden Pass переносится на три года.
Тем не менее, пока что ожидается, что уже в следующем году на рынке появится 85-90 млрд куб. м новых мощностей (в пересчете на регазифицированный объем). К 2030 году Еврокомиссия ожидает появления 250 млрд куб. м, а избыток предложения к этому моменту может составить 130 млрд куб. м. Фактически может повториться кризис перепроизводства 2019 года, только в большем масштабе. С другой стороны, такой избыток создает базу для полного замещения поставок из России и полноценного восстановления спроса в ЕС хотя бы до уровня 2021 года. Необходимые простаивающие мощности для приема СПГ у Евросоюза есть.
Риск нового кризиса перепроизводства обсуждается не первый год. При этом первоначально он ожидался в промежутке 2025-2027 годов. Теперь, после переноса некоторых проектов, сроки смещаются на год. Но речь идет именно о риске, а не о неизбежности.
Во-первых, мощности заводов не гарантируют производство именно такого объема. Во-вторых, часть упомянутых Еврокомиссией проектов изначально ориентируются на растущие, стабильные, платежеспособные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (эти рынки не заявляют, что к 2050 году сократят спрос на газ, вытеснив его из энергетического сегмента). Примечательно, что даже канадские проекты строятся на западном побережье, которое ориентировано отнюдь не на Европу.
И, в-третьих, производители в целом понимают возникающие риски и, если есть такая возможность, пытаются увернуться от удара. Не исключено, что еще какие-то проекты будут либо сдвинуты вправо, либо замедлят рост поставок, если начнется кризис перепроизводства.
США: и себе, и людям
Для Европы сегодня наиболее перспективными являются проекты на территории Соединенных Штатов. А у них в связи с растущими экспортными мощностями возникают собственные проблемы, которые могут отразиться на ЕС. По оценке управления энергетической информации при Минэнерго США, спотовая котировка природного газа под давлением экспортной альтернативы вырастет на Henry Hub с $78 за тыс. куб. м в 2024-м до почти $150 за тыс. куб. м в 2025-м и до $160 pа тыс. куб. м в 2026-м.
Добыча в США не успевает удовлетворять растущие аппетиты внутреннего потребителя и экспортеров, а котировки Henry Hub закладываются в себестоимость СПГ. В условиях кризиса перепроизводства может возникнуть рост внутренних американских котировок, который в результате сделает нерентабельным вывоз сжиженного природного газа. Разумеется, если такое произойдет, это будет явление временное (как уже бывало в 2020-м), потом поставки восстановятся. Но торможение поставок позволит быстрее пройти кризис перепроизводства.
Опять же – если этот кризис вообще случится. А, по сути, Еврокомиссия очень на него рассчитывает. Но при этом игнорирует неизбежно возникающие во время перепроизводства защитные механизмы. Вплоть до прямого временного запрета на экспорт в отдельных странах.
Не стоит сбрасывать со счетов и возможность ускоренного восстановления спроса в Европе на фоне избытка предложения и падающих цен. ЕС и Великобритания в ходе мирового энергетического кризиса обвалили потребление примерно на 100 млрд куб. м. Добавим сюда 16,5 млрд куб. м поставок из России, которые идут по газопроводам и которые поэтому нельзя оперативно перебросить на другие направления (российский СПГ, лишившись европейского рынка, просто уйдет на другие рынки, как ранее произошло с российской нефтью). Такой рост компенсирует любой возможный избыток.
Да, это маловероятно. Но не невозможно.
Если же избытка не будет, то восстановление спроса в Европе на фоне отказа от российского газа приведет к обострению конкуренции за СПГ с Азиатско-Тихоокеанским регионом, что в свою очередь поддержит цены на относительно высоких уровнях. И такую возможность тоже не стоит сбрасывать со счетов, если вы печетесь об энергобезопасности вашего региона. А в европейской "дорожной карте" слишком многое поставлено лишь на один из множества сценариев развития мирового рынка.
Покупаем вместе
Также власти Евросоюза надеются на небольшой рост внутренней добычи и "объединенный спрос на уровне ЕС и участие в конкурентоспособных закупках", то есть на механизм "совместных закупок" (AggregateEU), который начал действовать в апреле 2023 года. С момента его запуска не было ни одного успешного раунда, когда отобранные объемы превышали или хотя бы равнялись запрошенным. Всего к настоящему моменту было проведено семь раундов. Суммарный объем запросов составил 119 млрд куб. м, международные поставщики предложили 191 млрд куб. м, но отобрать из этого объема удалось всего 100 млрд куб. м.
Более того, нет точной информации, какая часть из отобранных объемов была в итоге законтрактована, так как механизм совместных закупок следовало бы назвать "клубом газовых знакомств", так как покупатель просто узнает о доступных объемах, а для покупки ему необходимо самостоятельно провести переговоры с продавцом. На канале "ИнфоТЭК" выходило отдельное видео на эту тему.
В "дорожной карте" отдельно расхваливаются успехи второго раунда среднесрочных закупок в рамках AggregateEU, который состоялся 26 марта 2025 года. По мнению Еврокомиссии, он "вызвал значительный интерес как со стороны
потребителей, так и со стороны поставщиков". Потенциальные покупатели обозначили потребность в 29 млрд куб. м, предложения о поставках составили 31 млрд куб. м, но отобрать удалось около 20 млрд куб. м. При том этот объем (если сделки по нему состоятся) распределен на период с 2025 по 2030 годы.
Еврокомиссия не настаивает, но считает желательным "изучить варианты, выходящие за рамки агрегации спроса". По мнению руководства ЕС, целесообразно изучить невероятно успешный опыт AggregateEU и создать платформу для "поддержки масштабирования и торговли газообразными молекулами неископаемого происхождения, в том числе биометаном".
Биометан рассматривается как альтернатива, которая позволит снизить потребности в импорте природного газа. К этой же категории относится биогаз (то же, что и биометан, но с меньшим содержанием непосредственно метана), а также звезда всех конференций по энергетике за последние пять-щесть лет – "чистый" водород. Проблема этого примера, приводимого Еврокомиссией, заключается в полном провале первого этапа реализации "Водородной стратегии" ЕС. Она предполагала, что к концу 2024 года в ЕС будет установлено 6 ГВт электролизеров для производства "зеленого" водорода. По наиболее актуальным данным, к концу третьего квартала этот показатель составлял лишь 385 МВт, увеличившись с января того же года на 179 МВт. Вряд ли в четвертом квартале 2024-го мощность европейских электролизеров неожиданно увеличилась более чем на 5,5 ГВт, чтобы достичь намеченных Еврокомиссией в далеком 2020-м целей.
Кроме того, пока не наблюдается какого-то ажиотажного спроса на "зеленый" водород. Тем более не наблюдается ажиотажного спроса в области энергетики. По сути, сегодня "чистый" водород конкурирует с "грязным" водородом на промышленных предприятиях. Разумеется, отчасти это сокращает спрос на природный газ, но на уровне статистической погрешности.
От национальных правительств Еврокомиссия хочет видеть планы по отказу от российского газа к концу года. Сама она выдвинет некоторые законодательные инициативы, требующее от государств-членов ЕС планировать и контролировать поэтапный отказ от российского газа, а также предложит меры, необходимые для "более эффективного мониторинга и отслеживания поставок" из РФ. И конечно же, власти ЕС готовы помочь национальным правительствам созданием рабочих групп и специальных комиссий.
На данный момент реакция стран-покупателей российского газа неясна. Но требуется исходить из того, что они согласятся на отказ, и лишь самые смелые и дерзкие из них будут затягивать предоставление собственных планов и выторговывать себе различные преференции. А также, возможно, вскоре будут интенсифицированы переговоры с Турцией о создании газового хаба, где любой европейский потребитель сможет купить совершенно точно не российское сырье в совокупном объеме порядка 15,5-16,5 млрд куб. м в год.