Европейский союз в 2023 году провел четыре краткосрочных тендера в рамках механизма совместных закупок газа (AggregateEU). Назвать их успешными можно было только при очень большом желании, так как отобрать удалось на 22% меньше, чем планировалось. Теперь ЕС перешел к среднесрочным совместным закупкам.
Газ в минусе
Мировой энергетический кризис начался летом 2021 года. Он ударил по рынку газа, угля и (в некоторых странах) электрической энергии. Главным пострадавшим из числа промышленно развитых регионов стала Европа.
Причина, по которой основной удар кризиса пришелся по ЕС и Великобритании, заключался в специфике местных энергетических рынков. С 2009 года в Евросоюзе старательно переводили ценообразование на биржевую основу. В самой по себе биржевой основе нет ничего плохого, это эффективный инструмент в определенных условиях. Но европейские власти решили, что этот инструмент универсальный. Ведь, по их мнению, ЕС – это "рынок покупателя", за который будут сражаться поставщики.
Данное предположение во многом базировалось на актуальных на тот момент прогнозах середины 2000-х годов, согласно которым потребление природного газа в Евросоюзе (с Великобританией в составе) должно было увеличиться к 2030 году на 300 млрд куб. м и составить впечатляющие 800 млрд куб. м.
Конечно, до 2030 года еще есть некоторое время, и надежда умирает последней. Но в 2022 году потребление газа в ЕС и Великобритании сократилось до 420-430 млрд куб. м. Итоги 2023-го пока не подведены, но уже ясно, что они хуже, чем в 2022-м. К примеру, спрос со стороны Германии (крупнейшего европейского потребителя природного газа) в 2021 году, по данным Евростата, составил 93,63 млрд куб. м, в 2022-м – 79,26 млрд куб. м, а в 2023-м – 76,214 млрд куб. м. Данные за прошлый год предварительные и еще будут уточняться, но не радикально.
Если же обратиться к относительным показателям, то мы обнаружим, что по сравнению со средним потреблением газа в 2019-2021 годах, в 2022-м снижение в Евросоюзе составило 12%, в Великобритании – 9%. Если же провести сравнение за 11 месяцев 2023 года, то показатели сократились на 19% и 18% соответственно.
По меткому заявлению Еврокомиссии https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_24_1142, "в совокупности ЕС сократил спрос на газ на 18% в период с августа 2022 по декабрь 2023 года, сэкономив около 101 млрд куб. м". Если падение спроса – это экономия, то голод – это методика добровольного интенсивного похудения.
Нехватка веса
Главная причина сокращения – высокие цены при ограниченном предложении. Уже в декабре 2021-го котировки на газовых биржах в ЕС успешно взяли отметку в $2000 за тыс. куб. м. А так как у европейских потребителей больше не было подушки безопасности в виде контрактов с нефтяной привязкой (от всех поставщиков требовалось перейти на биржевое ценообразование), то биржевые котировки в полной мере транслировались в средние цены.
Азия хоть и потребляла газа больше, чем Европа, но большая часть поставок туда шла с нефтяной привязкой, а потому на нее в меньшей степени влияли ценовые перепады.
С февраля 2022 года кризис в Европе усугубился политическим и экономическим противостоянием с Россией. Власти ЕС обнаружили, что в новых обстоятельствах с политической точки зрения бороться с последствиями набирающего обороты мирового энергетического кризиса стало удобнее – всегда есть виноватый. И это, разумеется, не Брюссель.
А так как эффективных мер борьбы с кризисом (в рамках существующей системы ценообразования на европейском рынке) предложить было невозможно, то имитация бурной деятельности лишь усилилась. Так появился механизм совместных закупок газа (AggregateEU).
Действует механизм просто. Объявляется тендер, к которому различного масштаба потенциальные европейские покупатели подают заявки, на тендер приходят поставщики, предлагающие свои объемы. Из предложенных объемов отбираются те, что соответствуют определенным параметрам (например, ценовым).
Основной упор делался на том, что механизм будет эффективно работать благодаря коллективному политическому и рыночному весу Евросоюза. Но вес оказался не столь велик, как ожидалось.
На 12 млрд куб. м меньше
По данных Еврокомиссии , в рамках механизма совместных закупок с апреля по декабрь 2023 года было организовано четыре раунда торгов.
Первый раунд нельзя было назвать провальным, но отобрать из предложенных объемов удалось меньше уровня спроса. И до конца года это положение вещей сохранялось – отобранные объемы всегда были меньше запрашиваемых. В первом туре отобранный объем оказался меньше запроса на 0,7 млрд куб. м, во втором – на 3,92 млрд куб. м, в третьем – на 4,63 млрд куб. м, а в четвертом – на 2,71 млрд куб. м.
Кроме того, несмотря на заявления о том, что каждый тур был небывалой победой, демонстрирующей эффективность механизма совместных закупок, несмотря на облегчение доступа для ряда потребителей, выдержать заявленный темп не удалось. Первоначально предполагалось, что "тендеры будут проводиться на регулярной основе, каждые два месяца в течение следующего 12-месячного периода". Первый раунд совместных закупок завершился в мае, второй – в июле, третий – в октябре, четвертый – в декабре.
Суммарный запрос со стороны европейских потребителей в ходе четырех тендеров составил 54 млрд куб. м. В ответ на такой запрос "надежные международные поставщики" предложили свыше 61 млрд куб. м. Но "после поиска наиболее конкурентоспособных предложений система AggregateEU подобрала более 42 млрд куб. м". На 12 млрд куб. м меньше запрашиваемого объема.
Что-то явно необходимо было менять.
"Клуб знакомств"
В феврале 2024 года состоялся очередной тур совместных закупок. Но на этот раз не на год-полтора, как раньше, а на 67 месяцев (с апреля 2024 года по октябрь 2029-го). Запрашиваемый объем газа в рамках собранных заявок от 19 компаний составил 34 млрд куб. м.
Уже 28 февраля, за день до официального подведения итогов, заместитель председателя Еврокомиссии Марош Шефчович заявил, что среднесрочные совместные закупки газа оказались успешными, так как предложение "превышает коллективный спрос почти в три раза". Действительно, "надежные международные поставщики" предложили 97,4 млрд куб. м.
Необходимо сделать ряд оговорок.
Первая – система совместных закупок действительно работает. Просто она является не совсем системой закупок. Скорее AggregateEU – это нечто вроде клуба знакомств продавцов и покупателей. То есть тендеры не носят обязующий характер (за пределами некоторых несущественных в данном случае ограничений, которые касаются стран, входящих в ЕС). Как только в рамках механизма коллективный запрос потенциальных покупателей согласовывается с предложениями международных поставщиков, компании могут вступать в двусторонние переговоры об условиях покупки и поставки газа.
Вторая – количество заявок. В ходе первого краткосрочного тура в апреле-мае 2023 года особо подчеркивалось, что в системе зарегистрировано 76 компаний, из которых 63 подали заявки на покупку газа. А на среднесрочный тендер заявки подали 19 компаний. Да, их запрос больше – 34 млрд куб. м против 11,625 млрд куб. м в первом "краткосрочном", но в среднемесячном выражении запрос наоборот сократился с примерно два раза.
Кстати, предложенный объем (все эти 97,4 млрд куб. м) составляет всего 1,45 млрд куб. м в месяц. Для того, чтобы оценить масштаб, заметим, что за первые восемь недель 2023 года Евросоюз импортировал 48 млрд куб. м газа, а за тот же период 2024-го – 46,373 млрд куб. м.
Третья оговорка – не все предложенные объемы будут отобраны. А те, что не будут отобраны, могут появиться в ходе следующих тендеров. И номинальное предложение будет расти, а вот реальные объемы поставок – нет.
В 2024 году "клуб знакомств" AggregateEU продолжит работать в кратко- и среднесрочном режиме. На этом фоне Еврокомиссия заявляет об "ограниченности мировых рынков газа" и предлагает членам Евросоюза продлить режим жесткой экономии.