Бензиновое неравенство

Американские интервенции и европейские игры с налогами не помогают сбить цены на моторное топливо

Бензиновое неравенство
Фото: ИТАР-ТАСС

Европейские лидеры за последние несколько недель успели поделиться с гражданами ЕС массой полезных советов. Так, вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек заявил, что езда на личном автомобиле очень вредит экономике, а потому лучше пересесть на велосипеды. При этом европейский рынок лихорадит от высоких цен на энергоносители и неопределенности, которую создают новые санкционные пакеты против России.

Россия "взвинтила" цены Европе и США

Как известно, во всем "виновата" Россия. Она подняла цены на газ и уголь в Европе, взвинтила стоимость моторного топлива в США и ударила инфляцией по всему Западу. Обвинения в манипуляциях рынком "голубого топлива" в адрес нашей страны звучат с сентября прошлого года, а в апреле 2022-го президент США Джозеф Байден публично обвинил российского лидера Владимира Путина в росте цен на территории Соединенных Штатов.

Нельзя не поразиться могуществу Российской Федерации. Но в действительности западные лидеры лишь пытаются переложить проблемы с больной головы на здоровую, чтобы оправдать собственное бездействие и бессилие в текущей ситуации.

А ситуация следующая: в мире царит энергетический кризис. Он начался в середине 2021 года и на первом этапе затронул рынки газа. Следом кризис охватил и угольный сегмент. В течение нескольких месяцев цены на нефть и нефтепродукты оставались островком относительного спокойствия. И даже сейчас, в период обострения, которое вызвано неопределенностью из-за санкционного противостояния Соединенных Штатов и Европы с Россией, мы не наблюдаем столь же стремительных перепадов цен на "черное золото", как на газ или уголь, так как у этого рынка есть эффективный в текущих условиях регулятор – ОПЕК+.

Хотя, конечно же, колебания цен в нефтяном сегменте присутствуют. Как и разного рода попытки повлиять на этот рынок со стороны крупных покупателей. Напомним, что в конце ноября 2021 года Штаты пообещали провести интервенцию на рынке нефти в объеме 50 млн барр. из собственных стратегических запасов. Это должно было сбить цены на "черное золото". За счет этого предполагалось остановить подорожание моторных топлив в США.

Иными словами, рост цен на горючее как в Соединенных Штатах, так и в Евросоюзе начался далеко не в конце февраля 2022 года. Еще во второй половине 2021-го повышение цен на бензин и дизель воспринималось странами Запада как проблема. Но справиться с ней они не могли. В конце февраля, с началом спецоперации на территории Украины, у Европы и США просто появилась удобная отговорка для населения – во всем виновата Россия.

Но население не готово мириться со сложившейся ситуацией из чувства солидарности, поэтому задает неудобные вопросы руководству и участвует в акциях протеста. При этом Штаты и Евросоюз оказались в неравных условиях.

Страдания интервентов

По прогнозу Управления энергетической информации США (EIA), розничные цены на бензин в Соединенных Штатах с апреля по сентябрь составят в среднем $1,01 за литр, а на дизельное топливо – $1,2 за литр. Это самый высокий показатель с лета 2014 года. Кстати, цены на нефть тоже приблизились к значениям 2014 года (с поправкой на инфляцию).

Прогноз выглядит даже оптимистично, учитывая, что по состоянию на 11 апреля средние цены на бензин в США составляют $1,91, а на дизель – $1,33 за литр. По всей видимости, EIA ожидает позитивных изменений на фоне новой интервенции, которую намерены провести Соединенные Штаты на рынке нефти. Так, в конце марта Джозеф Байден объявил, что его страна будет в течение полугода ежедневно вбрасывать на рынок по 1 млн барр. из стратегического резерва. Правильно: если первый раз не получилось, надо просто повторить. Пока что американские интервенции значимого воздействия на нефтяные котировки не оказывают. Рынок гораздо острее реагирует на новости о карантине в Китае.

По какой-то причине в нашей стране начали с особым смаком пересказывать новости о невероятных страданиях населения США от высоких цен на моторное топливо. Да, двукратный рост цен на бензин за последние два года – это вещь, безусловно, неприятная, но не будем сбрасывать со счетов тот факт, что с подобными ценами простые американцы уже сталкивались. А раздувание бензиновой истерии – это фактор внутриполитической борьбы в самих США.
Хотя высокие цены на моторное топливо оказывают негативное воздействие на внутренний рынок Соединенных Штатов, положение Евросоюза сейчас гораздо более угрожающее.

Сомнительный плюс

Цены на горючее в Европе традиционно одни из самых высоких в мире. Это связано с налогообложением. В 14 странах Старого Света (включая Великобританию и Швейцарию) бензин стоит дороже $2 за литр, а в 15 странах дороже $2 за литр стоит дизельное топливо.
В начале апреля произошло заметное снижение цен на моторное топливо (на отдельных рынках – на 50 центов от максимумов начала марта), которое совпало с сокращением нефтяных котировок в конце марта – начале апреля.

В таких странах, как Норвегия, Дания, Германия, бензин стоит почти в два раза дороже, чем в США. Аналогичная ситуация наблюдается и в сегменте дизельного топлива. Даже в Польше, где цены на бензин одни из самых низких в ЕС ($1,5 за литр), они выше, чем в Штатах.
Так как цены на нефть в середине апреля вновь поднялись выше отметки в $105, то можно ожидать, что моторное топливо в Европе снова подорожает. А если добавить сюда неопределенность, которую создают слухи о "нефтяной опции" в шестом пакете санкций, над которыми усердно работают мудрые власти Евросоюза, то подорожание становится неизбежным.

На этом фоне руководство европейских стран ищет пути, позволяющие вернуть цены на сколь-нибудь приемлемый уровень. Работа преимущественно ведется в области налогообложения. Так, правительство Германии временно снизило энергетический налог на бензин и дизельное топливо на 30 и 14 евроцентов за литр соответственно. Также местные власти пытаются сделать более привлекательным общественный транспорт (специальный билет на 90 дней будет доступен всего за девять евро в месяц).

Учитывая уровень цен и возможности потенциального подорожания, налоговых подвижек будет недостаточно, чтобы переломить ситуацию, от которой напрямую страдают логистические компании, сельское хозяйство и экономика в целом (про население мы скромно умолчим).
Очевидно, что предложение пересесть на велосипеды на этом фоне звучит как неприкрытое издевательство. Оно лишь немногим уступает предложению есть меньше мяса, чтобы "победить Путина". Но у дороговизны моторного топлива в Европе есть один сомнительный плюс – под его давлением европейцы сокращают потребление. Падение спроса на моторное топливо – это падение спроса на нефть. В чем же тут плюс? Руководители ЕС смогут в конце года сообщить населению, что потребление российской нефти неимоверными усилиями удалось сократить. Собственно, этот сомнительный плюс действует в отношении всех энергоносителей. Ведь чем хуже дела в экономике, тем обычно меньше нужно энергоносителей.

Об авторе

Александр Фролов
Александр Фролов
Главный редактор ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики
Все статьи автора

Аналитика на тему