Атом и вода для Узбекистана

Росатом участвует в образцовом проекте комплексного развития региональной ОЭС

Атом и вода для Узбекистана
Фото: www.rosatom.ru

Для того, чтобы действительно понять, по каким причинам Россия и Узбекистан приняли решение о том, что первой в центральной Азии АЭС будет построена станция малой мощности , а не аналог Белорусской в составе двух энергоблоков на базе реакторов ВВЭР-1200, стоит пробежаться по хронологии событий.

Вопрос строительства большой АЭС

 Подписание межправительственного соглашения между Россией и Узбекистаном о сотрудничестве в атомной энергетике состоялось 29 декабря 2017 года. Комментарий Алексея Лихачева, главы Росатома: "Наше предложение — строить здесь, в Узбекистане, станцию из двух блоков поколения „3+“ ВВЭР-1200 в те сроки, которые узбекская сторона посчитает приемлемыми для себя".

А 19 июля 2018 года было учреждено Агентство по развитию атомной энергетики при кабинете министров Узбекистана (в настоящее время входит в состав министерства энергетики). 20 июля 2018 года – учрежден филиал МИФИ в Ташкенте.

Уже 7 сентября 2018 года Росатом и Узатом подписали соглашение о строительстве АЭС на территории Узбекистана. 9 октября 2018 года стало известно, что приоритетной площадкой для строительства АЭС выбрана местность возле Тудакульского водохранилища на границе Бухарской и Навоийской областей. 19 октября 2018 года во время государственного визита Владимира Путина в Узбекистан прошла церемония, посвященная началу реализации проекта по строительству первой АЭС в Узбекистане. Президенты находились в Ташкенте, главы Росатома и Узатома – на берегу озера Айдаркуль в Фаришском районе Джизакской области. При этом ни исполнитель, ни заказчик комментариев по поводу смены приоритетной площадки не дали.

Позже, 6 февраля 2019 года, учреждена Дирекция по строительству АЭС при Узатоме – специализированная организация, которой предстоит выполнять во время строительства обязанности генерального подрядчика, а после ввода АЭС в эксплуатацию – обязанности компании-оператора. Уже 7 февраля того же года была утверждена "дорожная карта", предусматривавшая финансирование за счет межправительственного кредита, начало строительства в 2022 году, ввод в эксплуатацию – в 2030.

В мае 2019 года приоритетной площадкой снова назвали озеро Тудакуль, при этом министр энергетики Узбекистана заявил, что республика планирует построить два дополнительных блока по 1200 МВт в дополнение к уже намеченному комплексу.

Остается вспомнить слова Алексея Лихачева, сказанные им 27 мая 2024 года, уже после подписания обязывающего договора между Росатомом и Узатомом по строительству АЭС малой мощности (АСММ) в Джизакской области близ озера Айдаркуль: "Вопрос о строительстве большой АЭС с повестки не снят".

Разумеется, официальных заявлений нет, но даже беглый анализ хроники дает возможность говорить о том, что Узатом и Росатом рассматривают возможность дальнейшего строительства не на одной, а на двух площадках. Одна из них – та, на которой к работам должны приступить уже этим летом, расположена в Джизакской области, в качестве источника воды здесь будет использоваться озеро Тузкан, входящее в систему озер Айдаркуль. Вторая площадка, судя по всему, предназначена под строительство крупной АЭС, и расположена она на стыке Бухарской и Навойиской областей, в качестве источника воды предполагается использовать озеро Тудакуль.

Без сетевого соединения

 Для того, чтобы согласиться с мнением руководства Узбекистана о том, что в Джизакской области будет строиться именно АСММ, стоит припомнить, какое место в экономике республики она занимает. По меркам Узбекистана область невелика по численности населения – 1,4 млн, при этом более 40% занято в аграрном секторе. Расположена она довольно удачно, гранича с Казахстаном и с Таджикистаном, но семь таможенных постов – это точно не самый крупный потребитель базовой электрогенерации. Тем не менее, правительство Узбекистана делает на эту область значительную ставку, при этом отчетливо понимая, что ее развитие потребует крупных инвестиций и тщательно продуманной дорожной карты действий, необходимых на среднесрочную перспективу.

Вот так выглядит схема электрических сетей этого региона:

Для того, чтобы было проще ориентироваться – карта Узбекистана:

Сетевого соединения с Казахстаном у Джизакской области просто нет, поскольку по ту сторону границы расположена Туркестанская область, крайний юг которой имеет собственное название – Мырзашоль, в переводе – Голодная степь. Это пустыня со всеми отсюда вытекающими: для поставок электроэнергии в Казахстан потребуется серьезные вложения в сетевое хозяйство. Отсутствуют и перетоки в Таджикистан, поскольку Джизакская область граничит с его горными и малонаселенными регионами.

Внутри области магистральные электросети имеют напряжение класса 220 кВ, которого недостаточно для вывода генерации с крупной АЭС. Два энергоблока на базе ВВЭР-1200 для Джизакской области на сегодня просто избыточны – вот, собственно, и весь анализ.

Кому понадобится электричество?

Однако руководство Узбекистана такая ситуация в области явно не устраивает, и я бы предложил присмотреться к тому, как выглядит план социально-экономического развития, разработанный правительством республики. В области созданы и действуют две особые экономические зоны (ОЭЗ) – аграрная и промышленная.

Аграрную можно было бы считать традиционной, однако планы в ближайшее время подключить ее к проекту "зеленого экспресса" (железнодорожные агроэкспрессы в Россию с упрощенным по согласованию транзитом через территорию Казахстана) и наращивание производства хлопка по российским заказам в течение последних двух лет дают возможность развития ускоренными темпами.

Промышленность представлена двумя отраслями: фармакология и автомобилестроение – здесь собирают легковые модели KIA, Renault и Lada. Автомобилестроение, как потребитель электроэнергии явно перспективнее, особенно после решения принятого на правительственном уровне осенью прошлого года. Объем государственного финансирования на период до 2030 года – $1 млрд с увеличением выпуска автомобилей до 100 тыс. в год, локализацией производства комплектующих до 50% и с созданием 10 тыс. рабочих мест.

Практически одновременно с этим был подписан договор турецкой компании Cengiz Energy по строительству парогазовой электростанции на 550 МВт с вводом в эксплуатацию уже в 2025 году. Инвестиции со стороны генерального подрядчика, встречные обязательства – гарантированная закупка электроэнергии, тариф на которую отнесен к коммерческой тайне.

Cengiz Energy – не новичок в Узбекистане, у нее в активе уже есть две построенные ТЭЦ в Ташкентской и в Сырдарьинской областях. Больше того – эта компания еще и дороги строит, а далее в ее "биографии" есть нечто нерасшифрованное: "освоение перспективного месторождения полезных ископаемых с инвестициями в 780 млн долларов". Есть о чем подумать, не так ли?

Летом прошлого года правительство Узбекистана подписало контракты с двумя китайскими компаниями, которые привлекаются для ускоренной модернизации сетевого хозяйства и строительства электроподстанций нового поколения. Нет, монополии нет – "Узэнерго" только что своими силами построило рядом с областным центром новую подстанцию 220/110 кВ, но инвестиционные "автомобильные" планы требуют ускорения такой работы.

ГАЭС

Двумя годами ранее, в 2021 году, Узбекгидроэнерго – государственная компания, ни про какую приватизацию ГЭС тут никто никогда не слышал – подписала договор с московским институтом Гидропроект, входящим в состав "РусГидро". Предмет договора – поиск мест для размещения гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС), которые, по замыслу узбекских энергетиков, жизненно необходимы для реализации программы массированного развития солнечной и ветровой энергетики.

То же, но другими словами: для интеграции в объединенную энергосистему (ОЭС) запланированных к строительству СЭС и ВЭС (солнечных и ветровых электростанций) Узбекистан разворачивает государственную программу строительства ГАЭС.

В конце 2023 года Гидропроект разработал схему размещения ГАЭС на территории Узбекистана, проведя многофакторный анализ параметров и особенностей 19 площадок размещения ГАЭС, из которых восемь определены как перспективные для строительства в настоящее время.

Власти Узбекистана и Узбекгидроэнерго взяли время на анализ, и 31 мая, опять же во время визита Владимира Путина в Ташкент, подписали все с тем же Гидропроектом договор на разработку до конца года ТЭО двух ГАЭС – Каратеренской на 500 МВт в турбинном режиме и 500 МВт в насосном и Айдаркульской на 250 МВт и 300 МВт соответственно.

Айдаркульская ГАЭС – это Джизакская область. То есть Джизакская область получит высокоманевренную генерацию на 550 МВт. С учетом сроков строительства ГАЭС, вероятнее всего, ввод в эксплуатацию окажется синхронизирован с вводом в эксплуатацию АСММ. Требования по резервным суточным балансирующим мощностям известны – они должны составлять 15-20% от общей установленной мощности ОЭС.

Следовательно, Джизакская область сможет уверенно интегрировать и парогазовую электростанцию от Cengiz Energy (550 МВт), и АСММ (330 МВт) от Росатома, при этом на СЭС с ВЭС останется запас балансирующих мощностей в более чем 300 МВт. Такой объем балансирующей мощности позволит интегрировать в ОЭС около 1,5 ГВт "зеленой" генерации – более, чем достаточный запас.

Удивительно комплексный для нашего времени подход к проекту развития отдельно взятого региона – энергетики Узбекистана намерены использовать как традиционную, так и атомную, и "зеленую" генерацию, одновременно с этим за счет государственных вложений создавая крупного потребителя электроэнергии – автомобилестроительный кластер. Создаваемый резерв регулирующих мощностей позволит приступить к реализации туристического кластера – наличие озер в Джизакской области дает для него отличные перспективы, как минимум, для самого Узбекистана.

Остается отметить, что, по мнению Системного оператора России, в период до 2029 года в нашей стране создается нехватка энергетических мощностей в трех регионах – в ОЭС Юга, на Дальнем Востоке и в южной части Сибири. Схема и программа развития предусматривает обязательное строительство новых электростанций, и мне представляется желательным и даже необходимым изучение опыта комплексного развития региональной ОЭС, который мы видим в Узбекистане.