Республика Саха (Якутия) является крупным поставщиком энергетических ресурсов на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Коксующиеся угли из Южной Якутии традиционно направлялись на экспорт и для внутреннего рынка. В связи с активным развитием инфраструктуры транспортировки нефти в эксплуатацию были вовлечены несколько месторождений нефти, и в ближайшее время объем ее добычи превысит 15 млн т. В 2019 году после завершения строительства газопровода "Сила Сибири" Якутия стала крупным поставщиком газа в Китай.
В то же время газовый потенциал месторождений Восточной Сибири значителен и не может быть реализован в полном объеме из-за недостаточного развития системы поставок газа на экспорт и инфраструктурных ограничений по доступу к газопроводу "Сила Сибири".
Китай – надежда "Газпрома"
Формирование новых газодобывающих центров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке открывает широкие возможности для экономики России. В настоящее время в связи с новыми вызовами и задачами готовится обновленная Энергостратегия, которая должна предусматривать строительство трубопроводов для поставок газа в страны АТР, расширение программы газификации, реализацию проектов в сфере нефтегазохимии, подключение газопроводов "Сила Сибири" и Сахалин–Хабаровск–Владивосток к единой системе газоснабжения.
Китайский рынок газа является одним из наиболее значимых энергетических рынков в мире. Поэтому совершенно не удивительно, что появляются новые проекты, нацеленные на поставки газа из России в КНР. Так, в конце 2019 года был пущен в эксплуатацию газопровод "Сила Сибири", имеются также два дополнительных проекта: сооружение газопровода "Сила Сибири – 2" с маршрутом через Монголию в район Пекина и организация поставок газа с Сахалина в северо-восточные районы Китая (см. табл. 1).
К сожалению, для каждого из них имеются существенные ограничения, связанные с введением санкций на поставку из-за рубежа технологий добычи и переработки газа.
Газопровод "Сила Сибири" собрал множество системных ошибок, которые оказывают влияние на стратегию развития газовой отрасли на востоке России.
Основными проблемами проекта являются:
- отсутствие национальных потребителей и альтернативных рынков сбыта вдоль трассы газопровода;
- опора только на месторождения ПАО "Газпром" и игнорирование обширной сырьевой базы;
- сложный компонентный состав газа, включающий азот и гелий, которые существенно ухудшают экономику транспортировки газа по газопроводу, повышают капитальные вложения на выделение гелия, не позволяют получать дополнительные доходы от использования гелия (коммерческое хранение, стратегическое накопление гелия).
В результате повышаются капитальные затраты и растут удельные операционные расходы на транспортировку газа, что существенно ухудшает экономику проекта. Кроме того, позиции поставщика газа существенно ослаблены за счет монопсонии со стороны Китая.
К сожалению, реализация проекта "Сила Сибири" не становится отраслевым драйвером и приводит только к добыче газа на месторождениях ПАО "Газпром", вынуждая других владельцев газовых месторождений искусственно ограничивать добычу или сжигать газ на факелах. При этом магистральные газопроводы строятся, словно нарочно огибая промышленные центры Сибири и крупные города. Только в рамках проекта "Сила Сибири – 2" есть возможность частичной газификации Иркутской области (см. рис. 1).
Сценарий опережающего развития
При этом в Восточной Сибири уже создан значительный добычной потенциал (свыше 22 млрд куб. м) природного и попутного нефтяного газа, позволяющий ускорить разворот российской газовой отрасли на Восток. Для оценки данного потенциала ООО НПО "Северо-восточный альянс" реализует проект консолидации добычных возможностей в регионе и выступает в качестве инициатора подписания Декларации о намерении поставки природного газа в магистральный газопровод.
Декларация подготовлена в связи с наличием значительных запасов природного и попутного нефтяного газа в Западной Якутии и Иркутской области, для которого затруднителен доступ в магистральный газопровод "Сила Сибири".
Цель Декларации:
- собрать информацию о запасах, добычных возможностях и планах компаний;
- консолидировать запасы и производственные мощности газовых компаний для обеспечения промышленных потребителей на территории Республики Саха (Якутия);
- подготовить исходные данные для обоснования:
- строительства второй ветки газопровода, параллельной "Силе Сибири" и объединенной с системой газопровода Сахалин–Хабаровск–Владивосток (см. рис. 2);
- учета потенциала Восточной Сибири при реализации проекта "Союз Восток".
Участники проекта предоставили данные о запасах и о потенциале добычи природного газа в долгосрочном периоде (до 2055 года).
В Декларации, с целью создания рыночных условий для развития газовой отрасли, компании принимают на себя следующие добровольные обязательства:
- обеспечить долгосрочные поставки природного газа в магистральный газопровод;
- заключить долгосрочные контракты на транспортировку природного газа по магистральному газопроводу;
- стремиться к рыночному ценообразованию на природный газ;
- участвовать в организованной торговле природным газом, включая его продажу на торговых площадках;
- в приоритетном порядке снабжать газом потребителей в Российской Федерации.
Декларацию подписали компании, которые подтвердили готовность производства около 15 млрд куб. м газа в год (см. рис. 3). В случае реализации данного проекта в экономический оборот будут вовлечены запасы и ресурсы природного газа в объеме более 300 млрд куб. м.
Значительный добычной потенциал независимых производителей газа может обеспечить балансировку поставок на экспорт по действующим и планируемым маршрутам, опережающее развитие газификации в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, реализацию проектов по переработке природного газа с производством удобрений и СПГ, а также увеличение экспорта российского газа в страны АТР (см. табл. 3).
Ликвидация узких мест в развитии газовой отрасли на востоке России, ускорение реализации экспортных проектов, рост добычи газа возможны при выполнении следующих действий:
- добыча газа на Чаяндинском месторождении в объеме, допустимом для переработки на Амурском ГПЗ;
- начало строительства газопровода "Сила Сибири – 2" от Ковыктинского месторождения;
- подготовка к реверсу (виртуальному реверсу) газопровода "Сила Сибири" на участке от Чаяндинского месторождения до Ковыктинского для транспортировки газа независимых компаний для опережающего заполнения газопровода "Союз Восток";
- создание единой системы подготовки газа для независимых производителей;
- привлечение инвестиционных ресурсов АО "Саянскхимпласт" для создания перерабатывающих мощностей в Иркутской области;
- соинвестирование независимыми производителями газа магистральной инфраструктуры.
В результате реализации проекта будут достигнуты существенные результаты.
Во-первых, создание единой системы газоснабжения на востоке России, что означает:
- опережающие поставки газа в Китай с месторождений Восточной Сибири;
- возможность строительства газопровода "Сила Сибири – 2" и "Союз Восток" начиная с 2023 года;
- снабжение газом перспективных ГХК в Восточной Сибири;
- формирование резервных мощностей для поставок газа в "Силу Сибири";
- обеспечение газом Приморья и Хабаровского края при условии объединения "Силы Сибири" и газопровода Сахалин–Хабаровск–Владивосток;
- получение ПАО "Газпром" дополнительных доходов за счет продажи и транспортировки природного газа, обеспечение инвестиций в "Силу Сибири – 2";
- утилизацию попутного нефтяного газа и улучшение экологии в регионе, снижение выбросов парниковых газов.
Во-вторых, развитие инфраструктуры, включая:
- строительство объектов газопереработки в Восточной Сибири (установки комплексной подготовки газа на месторождениях, выделение этана для АО "Саянскхимпласт");
- расширение сети магистральных автодорог, включая федеральную трассу "Вилюй";
- строительство железной дороги до г. Ленска;
- развитие систем энергогенерации, сооружение ЛЭП;
- газификация регионов Восточной Сибири;
- расширение использования газомоторного топлива;
- увеличение добычи твердых полезных ископаемых – золота (Сухой Лог), калийных (Непское) и фосфатных (Белозиминское, Укдуска, Селигдар) руд, железной руды;
- создание и развитие системы стратегического хранения гелия.
При осуществлении такого сценария газовая промышленность станет действительным драйвером комплексного развития территорий, обеспечит более 2 трлн рублей дополнительных инвестиций в экономику страны, создание более 10 тыс. новых рабочих мест.
Производство новых энергоносителей
ООО "Научно-производственное объединение "Северо-восточный альянс" создано для реализации проектов по монетизации природного газа в Восточной Сибири.
15 октября 2021 года в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве между ООО "Газпром недра" и НПО "Северо-восточный альянс", в соответствии с которым стороны планируют создать совместное предприятие на территории Республики Саха (Якутия). Основными задачами СП станут проведение геологоразведочных работ на углеводородное сырье с целью формирования рентабельных запасов для обеспечения резервных поставок газа в газопроводы на востоке страны.
В мае 2021 года НПО подписало соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики в области производства безуглеродных энергоносителей – аммиака, как носителя водорода, и гелия (в Западной Якутии) с целью обеспечения рационального недропользования, обеспечения экономики критически важными материалами.
НПО "Северо-восточный альянс" подготовило предварительное технико-экономическое обоснование проекта по производству альтернативных энергоносителей, таких как аммиак, водород, сжиженный природный газ, для поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и на внутренний рынок. Предусматривается также совершенствование технологий извлечения нефти и газа с применением углекислотных методов.
15 октября 2021 года Минпромторг России представил Атлас российских проектов по производству низкоуглеродного и безуглеродного водорода и аммиака, включающий 33 проекта в 18 регионах России. В Атлас вошел и проект по производству в Западной Якутии аммиака на базе газовых месторождений с применением технологии улавливания углекислого газа.
Данный проект предполагает строительство мощностей по переработке газа в районе Ленска с транспортировкой готовой продукции по трубопроводу до Ленска и далее железной дорогой или до морских портов на Дальнем Востоке. В данном случае продукцией станут аммиак и углекислый газ (см. рис. 4).
проектам планируется оказать меры государственной поддержки в виде субсидирования создания логистической инфраструктуры (наливных терминалов, конверсионных установок, транспортных мощностей).
В случае продажи углекислого газа нефтяным компаниям для повышения уровня нефтеотдачи, аммиак, производимый в контуре проекта, становится безуглеродным и может торговаться с премией.
Проекты по использованию аммиака в энергетических целях активно реализуются в Азии (в Европе упор сделан на водород). При этом следует ожидать роста спроса на аммиак, произведенный с использованием технологий по улавливанию углекислого газа. Общий объем целевого рынка составляет 6,8 млн т (на 2021 год). В денежном выражении емкость рынка достигает $10 млрд. Доля российских поставщиков на данном рынке пока составляет лишь 3,6%, реализация упомянутого проекта позволит увеличить ее до 47,6%.
В результате Якутия на десятилетия вперед определит свою роль в энергетическом развитии Северо-Восточной Азии как поставщик природного газа, нефти и энергии с минимальным углеродным следом.
Производство аммиака в сочетании с разработкой месторождений калия и фосфатов в Восточной Сибири также создает условия для производства комплексных удобрений вида NPK.
В 2021–2022 годах была проведена подготовительная работа по реализации новых инвестиционных проектов в Западной Якутии, в том числе по проектам НОЦ "Север: территория устойчивого развития" (см. табл. 4).
Учитывая подготовку в Западной Якутии нескольких проектов, способных оказать значительное положительное влияние на социально-экономическое развитие региона, целесообразно расширить режим территории опережающего развития на Мирнинский и Ленский районы.
Необходимо также активное развитие инфраструктуры в регионе. В связи с предполагаемым ростом добычи углеводородного сырья в Иркутской области и Якутии и с началом реализации перерабатывающих проектов следует повторно поставить вопрос о строительстве круглогодичной автомобильной дороги от п. Усть-Кут до г. Ленска. Надо также начать подготовку обоснования строительства железной дороги до г. Ленска.
Алданский газовый кластер
Проекты в рамках Алданского газового кластера включают в себя производство аммиачной селитры, сжиженного природного газа, строительство терминала по перевалке аммиака на железную дорогу. В перспективе возможно создание опытного производства синтетических белков – гаприна.
Концепция кластера заключается в создании условий для реализации газоперерабатывающих проектов, объединенных на одной производственной площадке.
Такой подход обеспечивает существенную синергию за счет строительства единой инфраструктуры газо- и энергоснабжения, автомобильной и железной дороги, объектов общезаводского хозяйства (для обеспечения водой, техническими газами, очистки стоков). Объединенная площадка также позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду, контролировать состояние атмосферного воздуха и водных объектов.
Проекты кластера реализуются "с нуля". В частности, проект производства аммиачной селитры разделен на следующие блоки, которые являются взаимосвязанными и позволяют выпускать дифференцированный перечень продуктов:
- производство водорода из природного газа методом паровой конверсии;
- воздухоразделение с получением азота и кислорода;
- синтез аммиака (из водорода и азота с воздухоразделительной установки);
- производство азотной кислоты;
- изготовление и гранулирование аммиачной селитры.
Хотя все рассматриваемые продукты востребованы в промышленности, горной добыче и сельском хозяйстве, целевым продуктом является аммиачная селитра.
Поставки газа по газопроводу "Сила Сибири" открывают возможности не только для сетевой, но и для автономной газификации.
Большие перспективы в Дальневосточном федеральном округе имеет сжиженный природный газ. В соответствии с Программой развития производства СПГ в России основной объем внутреннего рынка для нужд автономной газификации будет сформирован именно в ДФО.
Наличие развитой транспортной инфраструктуры, развивающаяся горнодобывающая промышленность, ожидаемый доступ к природному газу в ходе газификации Алданского района позволяют рассматривать данный регион в качестве перспективного центра использование СПГ для нужд промышленности, автономной газификации и использования в качестве газомоторного топлива.
Восточная Сибирь обеспечит мир удобрениями
Производство каких-либо видов минеральных удобрений в Дальневосточном федеральном округе отсутствует. Стратегией развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года не предусматривается организация подобных производств в указанном регионе.
Вместе с тем в Восточной Сибири расположены несколько перспективных месторождений калийных и фосфатных руд. Совокупная реализация проектов по переработке газа, производству апатитового концентрата и добыче калийных солей позволяет создать крупный агрохимический кластер в области минеральных удобрений и энергоносителей с пониженным углеродным следом.
Еще в 1976 году было открыто Непское месторождение калийных солей, расположенное на юге Сибирской платформы в Непско-Тунгусском междуречье. Пласты калиеносных пород приурочены к Гаженской толще в основании Ангарской свиты нижнего докембрия. Толща сложена каменными и калийными солями, ангидритовыми и ангидрито-карбонатными породами. Мощность отложений гаженской толщи в пределах калиеносного бассейна – около 200 м, пласты калийных солей располагаются на глубине 700–900 м от дневной поверхности. Непское месторождение – одно из самых крупных в мире, его ресурсы составляют до 70 млрд т. Проект его разработки позволяет усилить позиции российских производителей калия на рынках АТР и увеличить долю отечественных поставщиков до 40% (см. рис. 6).
В Южной Якутии расположено несколько крупных месторождений фосфатных руд с общими запасами и ресурсами более 200 млн т (см. табл. 5). Наличие развитой транспортной инфраструктуры и формирование Алданского газового кластера позволят превратить данный регион в перспективный центр мирового уровня по производству фосфатных удобрений.
***
Таким образом, только пересмотр Восточной газовой программы обеспечит российской газовой отрасли действительно функцию драйвера развития экономики Восточной Сибири. Цели обновленной программы очевидны:
- газификация регионов Российской Федерации;
- развитие внутреннего рынка газа за счет его дополнительного производства без негативного влияния на выполнение экспортных контрактов;
- повышение надежности системы газоснабжения за счет привлечения новых поставщиков газа;
- создание новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- развитие инфраструктуры в Восточной Сибири, включая трубопроводный транспорт, дороги, сети энергоснабжения;
- формирование нового центра экономического роста в ДФО;
- обеспечение поставок газохимической продукции на внутренний рынок с целью повышения эффективности функционирования горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства;
- создание условий для развития агрохимического кластера мирового уровня с производством комплексных удобрений;
- привлечение значительных инвестиций в высокотехнологические производства.