С новым Трампом – с новой нефтью?

Какие шаги может предпринять Дональд Трамп для увеличения добычи нефти в США

С новым Трампом – с новой нефтью?
Фото: AFP/ Brendan Smialowski

Приход в Белый дом новой администрации президента Трампа может начать новый виток в стимулировании национальной нефтегазовой отрасли Соединённых Штатов. Такой сценарий развития событий представляется наиболее вероятным, исходя из предвыборных обещаний вновь избранного 47-го президента США, и учитывая те экономические и политические выгоды, которые может принести Дональду Трампу такой разворот.

Сланцевые месторождения: драйвер энергетической независимости Америки

В период своей первой администрации Трамп продвигал энергетическую независимость США через снятие экологических ограничений, расширение добычи углеводородов и поддержку инфраструктурных проектов. Потенциальные шаги новой администрации могут охватывать стимулирование сланцевой добычи, освоение шельфовых месторождений, разработку заповедников и национальных парков на территории США, а также развитие нефтепереработки и проектов сжиженного природного газа (СПГ). Поскольку газовый и нефтяной секторы США очень тесно связаны на этапе добычи и значительно — на этапе переработки, но весьма отличаются в части конечного потребления и общей логистики, то вопрос СПГ заслуживает отдельного материала, тогда как здесь мы сосредоточимся на возможных шагах новой администрации Белого дома в нефтедобыче и нефтепереработке.

Разработка сланцевых месторождений (правильно, конечно, говорить — нефтегазовых месторождений, связанных со слабопроницаемыми коллекторами, но мы для краткости продолжим называть такие месторождения "сланцевыми") продолжает оставаться одной из ключевых возможностей для укрепления энергетической независимости США.

Несмотря на то, что прошедшие 20 лет с момента массового начала разработки таких месторождений в значительной мере истощили потенциал "сладких точек" (sweet spots), которые давали большую часть высокомаржинальной нефте- и газодобычи, потенциал "сланца" в США по-прежнему высок. Хотя, конечно, поддержание абсолютных уровней добычи с течением времени требует всё больших инвестиций на извлечение каждого барреля нефти и тысячи кубометров газа, что неизбежно влияет на их минимальную и среднюю себестоимость.

Так, свежие исследования по так называемым "безубыточным ценам" (break-even prices) говорят, что в текущих экономических и геологических реалиях большинство крупных сланцевых месторождений США обеспечивают уровень себестоимости для сланцевой нефти в диапазоне $56-67 за баррель.

При этом расклад по статьям себестоимости показывает достаточно печальную картину: расходы на бурение и освоение (drilling and completion costs) составляют уже 60-70% от себестоимости добываемой нефти в то время, как капитальные и общие издержки плюс налоги — не более 40%. Напомним, что расходы на бурение и освоение с трудом поддаются какому-то внешнему управлению — они в целом определяются скорее геологией месторождения, нежели какими-либо налоговыми, финансовыми или же разрешительно-запретительными режимами и инструментами. Поэтому надо осознавать, что возможности администрации Трампа в период 2025-2028 годов к стимулированию сланцевой добычи будут более скромными, нежели пятью или десятью годами раннее.

Тем не менее, в попытке простимулировать сланцевую добычу администрация Трампа может сделать следующие шаги:

  • Резко снизить экологические барьеры и упростить санитарные требования. Это позволит упростить процесс получения разрешений на гидроразрыв пласта (фрекинг), который критичен для организации эффективной добычи трудноизвлекаемых нефти и газа.
  • Поддерживать существующие налоговые льготы для нефтегазовой отрасли и ввести новые. Это критично для стимулирования инвестиций в разработку сланцевых месторождений, особенно на фоне растущей конкуренции со стороны других производителей, таких как Саудовская Аравия и Россия.
  • Ускорить и максимально упростить лицензирование. Процедуры лицензирования для новых проектов могут быть упрощены, чтобы привлечь больше частных инвестиций в сланцевую отрасль.

При этом стоить понимать, что даже такие активные и благожелательные действия новой администрации по стимулированию национальной нефте- и газодобычи будут лишь поддерживать отрасль в "беге Красной королевы", то есть в попытке удержать абсолютные показатели добычи на фоне неизбежного роста себестоимости барреля нефти. Который, в свою очередь, будет ещё больше "сжимать" поле для любых манёвров государственных органов, и без того ограниченное сегодня 30-40% общей себестоимости.

Федеральный шельф и национальные парки: последняя крупная заначка

Администрация Трампа в период 2016-2020 годов активно поддерживала расширение добычи на федеральных землях и континентальном шельфе в исключительной экономической зоне США. Как следствие, во время второго срока Трампа можно ожидать похожей активности — с целью экстенсивного расширения располагаемой минеральной базы по добыче нефти и газа.

Возможные действия Белого дома могут включать, но не ограничиваются следующими шагами:

  • Ослабление ограничений на бурение. Новое правительство США может повторно пойти на снятие запретов на бурение в Арктическом национальном заповеднике (ANWR) и на шельфе Атлантического океана — в первую очередь в богатой нефтью и газом акватории Мексиканского залива.
  • Ускоренное лицензирование. Упрощение лицензионной политики и ускорение процедур, указанное в качестве фактора для сланцевой добычи, равным образом может быть использовано для ускорения выдачи разрешений на освоение новых месторождений на федеральных землях и на шельфе.
  • Прямые финансовые стимулы для нефтяных компаний. На сегодняшний день использование федеральных земель и шельфа подразумевает арендный базис для добывающих компаний. Новая администрация может пойти на достаточно радикальное снижение ставок на аренду федеральных земель и шельфа для добычи углеводородов.

Опять-таки, как и в случае со сланцевой нефтью и газом, вовлечение нефтегазовых резервов ANWR, федеральных земель и континентального шельфа США требует определённой рыночной стоимости нефти, как минимум превосходящей возможную себестоимость добычи. В частности, при себестоимости добычи в 30 долларов за баррель общий объём экономически доступных резервов континентального шельфа Соединённых Штатов оценивается не более, чем в 13,88 млрд баррелей нефти (из них 8,27 млрд баррелей — Мексиканский залив). Тогда как поднятие принятой себестоимости до 60 долларов на баррель увеличивает эти возможные резервы до уровня в 30,11 млрд баррелей нефти (из них 19,84 приходится на нефть Мексиканского залива).

В случае ANWR оценка возможного увеличения ресурсной базы выглядит гораздо скромнее: 10,6 млрд баррелей нефти при себестоимости добычи в 60 долларов за баррель, а все оставшиеся федеральные земли в совокупности могут обеспечить не более 9,3 млрд баррелей извлекаемой нефти при такой же себестоимости добычи.

Таким образом, максимально упростив разрешительный, лицензионный и налоговый режим, администрация Трампа может увеличить располагаемую ресурсную базу по американской нефти на ~50 млрд баррелей при себестоимости добычи не выше 60 долларов за баррель.

Много это — или мало? Для сравнения, существующая и доступная сегодня минеральная база США по нефти составляет, согласно различным оценкам, около 70 млрд баррелей (EIA — 74 млрд, ОПЕК — 68 млрд, BP — 68,8 млрд). Однако в эту цифру включены так называемые "доказанные" (proven) резервы, для которых принимается 90% вероятность их отработки в указанном объёме.

Большая часть же резервов континентального шельфа, ANWR и федеральных земель — это "вероятные" (probable) и "возможные" (possible) резервы, для которых аналогичная вероятность составляет 50% и 10% соответственно. Поэтому "вероятно-возможного осетра", конечно, надо разумно урезать: дополнительная ресурсная база США может составить и 25, и 5 млрд баррелей нефти — в зависимости от того, насколько успешным и результативным будет разведывательное бурение на новых участках.

Отсюда следует достаточно консервативный вывод: "новая" федеральная, заповедная и шельфовая нефть США, конечно, будет. Но ожидать от неё "изменения правил игры" не стоит. Её себестоимость будет уже не ниже 60 долларов за баррель, а количественно она сможет обеспечить от 7% роста добычи в негативном сценарии до 30% — в наиболее оптимистичном. При этом даже такой рост будет "размазан" по очень длительному периоду времени, возможно, даже за пределами второго срока Трампа, — новые проекты потребуют достаточно длительного инвестиционного цикла, это не сланцевая нефть с её "имею бурильный станок — готов добывать". Так что особого роста может и не быть — новая нефть США может вполне лишь компенсировать монотонное падение существующей добычи.

Keystone XL и нефтепереработка: посмотрим немного в сторону

Проект Keystone XL, предполагающий транспортировку нефти в объёме 0,83 млн баррелей в сутки из Канады в США, может быть возрождён. Предыдущая администрация Трампа активно продвигала это строительство, несмотря на протесты экологов. Демократическая администрация Байдена одним из своих первых решений полностью торпедировала постройку Keystone XL, оставив канадскую сторону с практически 1 млрд долларов США прямых убытков. Так что логично, что новые инициативы администрации Трампа уже включают в себя возврат к постройке Keystone XL.

После январской передачи власти, как следствие, от Трампа и его администрации можно легко ожидать следующих действий:

  • Снижение регуляторных барьеров и ускорение утверждения маршрутов нефтепровода.
  • Поддержку инвесторов Keystone XL, включая введение налоговых послаблений для участников проекта.

Проект позволит снизить зависимость от импорта нефти из менее стабильных регионов, таких как Ближний Восток, и усилит экономические связи США с Канадой. Кроме того, Keystone XL может стать для Трампа важным инструментом привлечения политической поддержки — через создание тысяч новых рабочих мест в Соединённых Штатах.

Аналогичных действий можно ожидать и в вопросе поддержки национальных нефтеперерабатывающих мощностей. Возможные шаги новой администрации могут включать:

  • Модернизацию существующих заводов, используя введение программ субсидий для модернизации НПЗ, чтобы они могли перерабатывать сланцевую и тяжёлую нефть (в том числе — канадскую, с поставкой по упомянутому Keystone XL и смешиванием её с более лёгкой и удобной к транспортировке нефтью Северной Дакоты).
  • Создание новых мощностей: упрощение получения разрешений на строительство новых перерабатывающих предприятий.
  • Параллельное инвестирование в экологически чистые технологии, но с упором на нефтепереработку. Это позволит "бросить кость" экологам и ослабить критику экологических негативных последствий.

Указанные действия по поддержке национальной трубопроводной отрасли и отечественной нефтепереработки напрямую не влияют на производство нефти в США, но позволяют Америке добиться большей независимости от мирового рынка нефти и улучшить себестоимость в полной цепочке "нефтедобыча-транспорт-нефтепереработка".

Резюмируя же сказанное во всех трёх пунктах нашего обзора, можно сказать, что вторая администрация президента Трампа, вероятнее всего, сосредоточится на расширении добычи и переработки углеводородов, опираясь на достаточно успешный опыт первого срока и используя схожие подходы в разрешительной и налоговой политике.

Стратегия, направленная на поддержку сланцевой добычи, освоение шельфовых, заповедных и федеральных месторождений, развитие транспортной инфраструктуры, включая такие проекты, как Keystone XL, а также — стимулирование национальной нефтепереработки, может не только укрепить экономику, но и улучшить позиции США на мировом энергетическом рынке. Кроме того, все эти инициативы ожидаемо принесут Трампу политические дивиденды — через подъём секторов нефтедобычи и нефтепереработки и создания рабочих мест внутри самих США.

Однако такие инициативы столкнутся с вызовами, включая экологическую критику и геополитическую конкуренцию. Ну а мировая стоимость нефти, которая важна для других мировых игроков, вряд ли получит какой-то импульс "вниз", поскольку большинство инициатив Трампа вынужденно будут учитывать неизбежный фактор "дорогой" (ну или, как минимум, "недешёвой") нефти.

Об авторе

Алексей Анпилогов
Алексей Анпилогов
президент фонда научных и исторических исследований «Основание»
Все статьи автора

Обзоры