"Газпром" поможет Турции снизить цены на газ?
Судьба газового хаба зависит от либерализации внутреннего рынка Турции

Совсем недавно создание газового хаба в Турции казалось неизбежностью. Но что-то пошло не так. "Газпром", основной экспортер природного газа в Турцию и партнер номер один национальной компании BOTAŞ по созданию хаба, по данным ряда изданий, поставил проект на паузу. И правда, заметной динамики в его рамках не наблюдается. При этом "Газпром" воздержался от каких-либо комментариев о причинах такого решения.
Что-то пошло не так
Предложение создать газовый хаб в Турции исходило от президента России Владимира Путина в октябре 2022 года вскоре после диверсий на "Северных потоках". Анкара с энтузиазмом встретила эту идею.
В июне 2023 года в должность министра энергетики и природных ресурсов вступил Алпарслан Байрактар, который активно включился в реализацию проекта. В интервью 26 июля 2024 министр заявил, что Турция близка к реализации проекта газового хаба, поскольку необходимая инфраструктура имеется. "До 2028 года мы увеличим более чем вдвое объем хранилищ газа в Силиври и Туз Гелю", – заявил министр. Вместимость этих газовых хранилищ вырастет до 12 млрд куб. М. Он также напомнил, что Турция обсуждает с Болгарией увеличение пропускной способности соединительных газопроводов между странами. Министр надеется, что хаб позволит ей стать центром определения цен на газ. Турция при этом увеличит объемы импорта голубого топлива до 70-80 млрд куб. м с нынешних 50 млрд куб. м.
"Россия и Турция в ближайшее время достигнут конкретных договоренностей по реализации проекта газового хаба", – сообщил курирующий вопрос вице-премьер Александр Новак по итогам заседания межправительственной комиссии по сотрудничеству двух стран в декабре 2023 года.
Помочь Турции снизить цены?
Версию задержки проекта предоставило агентство Bloomberg в статье Gazprom Abandons Idea of Turkish Backdoor to Europe’s Gas Market от 3 июня 2025 года. Ссылаясь на свои источник, оно заявило, что реализация оказалась невозможна, потому что у сторон изначально были различные ожидания.
Идея хаба оказалась нежизнеспособна, категорично заявляет Bloomberg, так как Россия рассматривала его в качестве возможности в какой-то степени восстановить свои позиции в Европе, после того как транзит российского газа по другим маршрутам оказался невозможен.
Агентство указывает, что у Турции были иные представления о назначении хаба. Продавать газ вместе с "Газпромом" в Европу турецкие компании не собирались. Российское сырье, как и газ других потенциальных поставщиков на электронную торговую площадку (Азербайджана, Ирана, Туркменстана и СПГ из различных источников), предназначался для покрытия потребностей внутреннего турецкого рынка.
Хотя детали "дорожной карты" по созданию хаба публично не озвучивались, можно смело предположить, что торги на площадке предлагалось велись в национальной валюте (турецкой лире). На торги не допускались иностранные компании нерезиденты Турции. А покупка газа на хабе не давала автоматического права на его вывоз за пределы страны, для этого как минимум было необходимо получить экспортную лицензию.
Учитывая, что на турецкий рынок "Газпром" осуществляет поставки по долгосрочным контрактам, параллельные продажи на хабе составили бы им сильную конкуренцию из-за ценовой разницы. Газ по долгосрочным контракты экспортируется в Турцию по цене, привязанной в основе к одному из ликвидных европейских торговых хабов. Что же касается котировок турецкой электронной площадки, то они неизбежно будут находиться под сильным давлением со стороны внутренних регулируемых цен, по которым BOTAŞ поставляет газ конечным потребителям.
Свободно формирующаяся цена на турецкой электронной площадке в этом смысле будет похожа на российскую биржевую, которая, сколько ни продавай на бирже объемов, все равно будет мало чем отличается от цен, которые устанавливает ФСТ РФ. Стоимость газа внутри Турции также устанавливаются исходя из соображений государственной экономической политики. Как неоднократно признавал министр энергетики и природных ресурсов Турции, государство субсидирует 60-70% стоимости газа для населения.
С учетом влияния регулируемых цен на котировки замкнутой на турецкий рынок электронной торговой площадки, последнюю можно рассматривать как инструмент снижения стоимости газа в Турции. Нужен ли такой "турецкий фиксинг" России?
Судя по всему, турецкая "дорожная карта" хаба предоставляла поставщикам газа возможность заполнения турецких газохранилищ, из которых местные покупатели могли затем брать его по мере необходимости. Еще в 2023 году президент РФ критически отнесся к этой идее. По его словам, проект подразумевает не хранение больших объемов газа, а создание электронной торговой площадки. "Просто это удобное место для организации такой площадки электронных торгов, потому что Турция стала транзитной страной для Европы", — сказал он.
Расследование по транзиту
Конечно, возможность реэкспорта приобретенного на хабе газа с присущим ему дисконтом к премиальному европейскому рынку можно рассматривать как еще один мотив для его создания турецкой стороной. Но следует иметь в виду, что возможности для его реэкспорта Турцией в настоящее время крайне ограничены. Более того, сохранение единственного "бутылочного горлышка" на границе с Болгарией находится в подвешенном состоянии, так как в отношении этого транзитного контракта ведется расследование. Его условия признаны не отвечающими интересам Болгарии.
Согласно контракту, Болгария обязана выплачивать Анкаре ежегодно $2 млрд в течение 13 лет за использование газотранспортных мощностей в Турции в обмен на обязательство последней поставлять ей газ со своих СПГ-терминалов. Контракт подписали в январе 2023 года, после поспешного отказа Болгарии от российского газа и возникшей из-за этого проблемы с энергетической безопасностью страны.
Судьба этого контракта находится под вопросом и потому, что ЕС рассматривает его как лазейку для перепродажи "перепакованного" российского газа в Европу. Для справки: экспорт газа из Турции в 2024 году составил 1,78 млрд куб. м, из которых 1,5 млрд куб. м поставлено в Болгарию и 0,28 млрд куб. м – в Венгрию.
Отношение Азербайджана
Не проявляет особого интереса к участию в создании газового хаба и Азербайджан, второй по значению поставщик природного газа в Турцию после России.
По данным турецкого регулятора, в 2024 году компания BOTAŞ импортировала газ из Азербайджана по двум контрактам: на 7,04 млрд куб. м (13,5% от всего импорта) по газопроводу TANAP и 4,64 млрд куб. м (8,9% от всего импорта) на входе Туркгозу на границе Турции с Грузией. Первый контракт действует до 2031 года, а второй до 2029-го.
Важность Турции для Азербайджана заключается, кроме всего прочего, в том, что через ее территорию по газопроводу TANAP проходит единственный маршрут для азербайджанского газа в Европу. Очевидно, что европейский рынок для Азербайджана более привлекателен, чем турецкий, но альтернативы ему нет. Хотя азербайджанский экспорт в Европу растет быстрее, чем в Турцию, перенаправить объемы с одного рынка на другой Баку не может.
Примечательно, что в 2025 году азербайджанская государственная компания Socar испытала очевидное разочарование от работы в даунстриме зарегулированного турецкого рынка. Еще раньше оттуда сбежали немецкие компании. Она скорректировала свою стратегию и продала бизнес по распределению природного газа в Турции переключившись на покупку крупных газовых электростанций и их строительство в Нахичеване, изолированном анклаве Азербайджана, который можно снабжать только через территорию Турции.
Об отношении Азербайджана к турецкому хабу можно судить по высказываниям на этот счет Эльчина Ибадова, главы турецкого филиала компании Socar. На Международном энергетическом саммите AIEN 11 июня 2025 года в Стамбуле он признал, что Турция "существенно продвинулась вперед" в деле создания "вызывающего доверие" газового хаба, но впереди предстоит еще много работы.
В качестве положительного момента Ибадов отмечал достаточные мощности на входе, которые, правда, контрастируют с недостатком мощностей на выходе (в Болгарию, Сирию и Нахичевань), а также прогресс в росте собственной добычи и увеличении мощностей ПХГ.
Ибадов отметил трудности работы на турецком рынке. Рынок газа фактически монополизирован одной компанией, а иностранные игроки сталкиваются с отсутствием "нейтральности" со стороны регуляторов. Ибадов предложил разделить деятельность BOTAŞ как турецкого государственного импортера газа и оператора газотранспортной системы. Частным поставщикам необходимо предоставить доступ к объемам добычи и долгосрочным контрактам на доступ к мощностям.
Ибадов также отметил, что для того, чтобы хаб заработал "эффективно", Турции необходимо отказаться от нынешней политики широкомасштабного субсидирования поставок газа в коммунально-бытовом секторе и перейти к адресной поддержке. Без конкуренции со стороны независимых компаний и отмены субсидирования невозможно перейти к прозрачному ценообразованию на газ под названием "турецкий микс", отметил он.
При этом особое внимание представитель компании уделил вопросу расширения мощностей газопровода TANAP с нынешних 16 млрд куб. м до 25 и даже 31 млрд м в год.
Почему важна либерализация турецкого рынка
Турция — второй по значению импортер российского газа после Китая и единственный в настоящий момент его транзитер в Юго-Восточную Европу, значение которого после закрытия украинского транспортного коридора только растет. Транзит российского газа через ГИС "Странджа 2" в страны Юго-Восточной Европы в этом году составляет примерно 50 млн куб м в сутки.
Для Турции Россия остается основным поставщиком природного газа. По данным турецкого регулятора EPDK, по итогам 2024 года РФ увеличила трубопроводные поставки газа в республику на 2,6% – до 21 млрд куб. м, что составляет 40,2% из общего импорта в 52,2 млрд куб м. Через "Голубой поток" было поставлено 12,1 млрд куб. м (23,3% от импортных объемов), через "Турецкий поток" – 8,9 млрд куб. м (17% от общего импорта). По предварительным итогам пяти месяцев 2025 года поставки из РФ в Турцию уже увеличились на 20% – с 8,3 до 10 млрд куб. м.
Долгосрочные контракты с Анкарой истекают в конце этого года. Средства массовой информации сообщают, что Россия и Турция заинтересованы в продлении контрактов на поставку и экспорт газа на взаимовыгодных условиях и ведут активные переговоры. Оснований беспокоиться о продлении этих контрактов по меньшей мере до конца 2027 году в целом нет.
Однако, если инициатива ЕК RePowerEU по полному отказу от российских энергоносителей, преодолев сопротивление Венгрии, получит одобрение, то судьба прямых поставок российского газа в страны Евросоюза окажется под вопросом. И здесь проект хаба может снова оказаться востребованным при условии, конечно, если турецкая сторона примет в качестве руководства к действию по созданию эффективной торговой площадки необходимость реформ своего внутреннего рынка.