Росатом запустил первую очередь нового ветропарка в Ставропольском крае — Труновской ВЭС. Как сообщили "ИнфоТЭКу" в "Новавинде", вторую очередь ветропарка планируется запустить до конца года.
Труновская ВЭС станет уже девятым по счету ветропарком компании на юге страны и седьмой в Ставропольском крае. Ее мощность составит 95 МВт и будет включать в себя 38 ветроэнергетических установок.
Таким образом, сейчас суммарные мощности введенных ветропарков Росатома достигли отметки в 1 ГВт. Это сравнимо с мощностью реактора атомной электростанции.
По словам заместителя гендиректора ветроэнергетического дивизиона Росатома "Новавинд" Виктора Свистунова, 1 ГВт способен обеспечить электроэнергией город с населением около 2 млн человек с промышленными производствами.
Он отметил, что ветроэнергетика — это та отрасль, которая помогает развиваться многим другим отраслям промышленности. Например, компания в технологии ветрогенераторов использует достаточно большое количество редкоземельных постоянных магнитов. "В нашей стране производство земельных постоянных магнитов — это компетенция, которую сейчас продолжает осваивать один из дивизионов госкорпорации Росатом. Это компания "Русатом МеталлТех". И в 2027 году мы выйдем на промышленную мощность порядка одной 1000 тонн редкоземельных постоянных магнитов, с перспективой ее дальнейшего увеличения. Ветроэнергетика является якорным заказчиком для постоянных земельных магнитов, но они будут также востребованы и в других отраслях", — сказал он.
Второе направление, которое развивает Росатом — это лопасти для ветровых электростанций. После ухода датской компании Vestas в России нет собственного производства лопастей. В рамках ПМЭФ Росатом подписал соглашение с правительством Ульяновской области о производстве первых отечественных лопастей. Свистунов уточнил "ИнфоТЭКу", что их производство планируется запустить уже в 2024 году.
Помимо этого, компания разработала и в пилотном режиме эксплуатирует АСУ ТП (автоматизированную систему управления технологическим процессом). "Это по сути "мозги станции". Это наш продукт, это то, что мы делаем самостоятельно пилотно, потом будем ставить на наших новых ветропарках", — подчеркнул замгендиректора "Новавинда".
Также, отмечает он, существенный вклад в локализацию вносят башни для ветростанций, которые строит технологический партнер "Новавинда" — "ВетроСтройДеталь".
По словам Свистунова, прекращение поставок компонентов из недружественных стран удалось нивелировать компонентами, например, из Китая. Общий уровень локализации компонентов станций в настоящее время составляет 68% и 76% — по генераторам. При этом компания не ставит перед собой задачу локализовать компоненты на все 100%, так как в некоторых случаях это финансово невыгодно и некоторые компоненты не имеют для этого достаточно спроса.
С точки зрения регионов России, которые компания рассматривает как перспективные площадки для ветряной генерации, "Новавинд" называет Дагестан, Ростовскую область и Ставропольский край. Последнюю Свистунов нарекает "Меккой ветроэнергетики".
Кроме того, в планах компании строительство ветропарков за рубежом. Так, в Мьянме, с правительством которой было также подписано соглашение в рамках ПМЭФ, ветропарки могут начать строиться уже в 2025-2026 годах. Кроме того, обсуждаются проекты во Вьетнаме и Киргизии, а также сотрудничество с Казахстаном. По предварительной оценке, мощность ветропарка во Вьетнаме может составить порядка 150 МВт, уточнил Свистунов "ИнфоТЭКу".
В прошлом году шесть ветроэлектростанций в Адыгее, Ставропольском крае и Ростовской области общей мощностью 720 МВт выработали свыше 1,94 млн МВт в час электроэнергии. В настоящее время при мощности в 1 ГВт выработка составляет около 3 млн МВт-ч. По словам Свистунова, целевой показатель компании по мощности — 1,7 ГВт (4,5 млн МВт-ч).