В России введены все СЭС по первой программе поддержки "зеленой" энергетики

В России введены все СЭС по первой программе поддержки "зеленой" энергетики
Фото: М.-Стулов

Все солнечные электростанции, запланированные к строительству по первой программе поддержки возобновляемой энергетики в РФ, введены в эксплуатацию, сообщила ассоциация НП "Совет рынка".

Последние пять объектов мощностью 72,6 МВт были введены 1 июля.

Так, "Фортум" ввел вторую очередь Аршанской СЭС в Калмыкии, а "Хевел" ввел Черновскую СЭС в Забайкальском крае.

Общая установленная мощность введенного оборудования по первой программе составила 1 788,3 МВт.

"Хевел" в свою очередь сообщил, что на 100% выполнил обязательства по строительству солнечных электростанций, работающих на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Ранее в этом году компания ввела еще четыре станции суммарной мощностью 90 МВт в Дагестане, Забайкальском крае, Оренбургской и Саратовской областях.

Всего же с 2014 года компания построила и ввела СЭС установленной мощностью почти 1,3 ГВт в 11 регионах страны.

"Мы планируем сфокусировать усилия на операционном управлении текущим портфелем, реализовать строительство 297,15 МВт солнечных электростанций на розничном рынке, а также продолжить развитие завода по производству солнечных модулей", — отметила генеральный директор "Хевел" Зоя Санджиева.

Государственная программа поддержки ВИЭ продлена до 2035 года. В Минэнерго РФ ожидают, что до 2035 года в России будет введено около 8 ГВт ВИЭ-мощности. Общий объем господдержки проектов в сфере ВИЭ до 2035 года составит 360 млрд рублей.

По первой программе поддержки возобновляемой энергетики до 2024 включительно еще ожидается ввод ВЭС мощностью 1490,3 МВт и малых ГЭС мощностью 193 МВт.

Завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев отметил, что с 2014 года в России проводятся отборы мощностей ВИЭ (в рамках механизма ДПМ ВИЭ), поэтому вводы ВИЭ на ближайшие годы де-факто определены (вне механизмов ВИЭ строятся лишь небольшие объекты, работающие на розничном рынке).

В 2022-28 гг. должно быть введено 4,3 ГВт мощностей ВЭС и СЭС.

"Практически все текущие проекты рентабельны, однако, это связано не с их эффективностью или ситуацией на рынке, а с механизмами гарантирования возврата инвестиций (ДПМ ВИЭ). В рамках ДПМ ВИЭ до 2021 г. отбор проводился с учетом минимизации капитальных затрат и выполнения требований по локализации, с 2021 г. (ДПМ ВИЭ 2.0) проекты отбираются исходя из стоимости выработки электроэнергии (т.н. одноставка). Подавляющее большинство инвесторов смогли "вписаться" в заявленные при отборе условия и их проекты сейчас рентабельны", — отметил ИнфоТЭК Кондратьев.

При этом эксперт считает, что ухудшение экономической ситуации может заставить Минэнерго и Совет рынка более консервативно подходить к принятию решений по расширению мер поддержки генераторов за счет потребителей электроэнергии, в т.ч. и механизмов ДПМ ВИЭ.

"Неопределенность уже выросла — отбор 2022 г. был перенесен на 2023 г. Если говорить про зависимость от оборудования — в Россию в последние годы пришли многие крупные западные производители, включая Vestas (производство гондол для ВЭС), Siemens (производство ветрогенераторов) и др. Российские компании могут переориентироваться на иностранные поставки, однако, это потребует изменения требований по локализации и переформатированию проектов, т.е. — как минимум дополнительного времени, как максимум — изменения финансовой модели таких проектов", — сказал эксперт.

По мнению Кондратьева, основной проблемой может стать дефицит оборудования с требуемым уровнем локализации, в т.ч. из-за ухода иностранных поставщиков из России. Например, датского Vestas, заключившего договор на поставку оборудования с Fortum.

"Среди возможных вариантов — ослабление требований по локализации, поиск поставщиков из Китая и других стран Азии, или же национализация производств уходящих компаний. Но, в любом случае, это может привести к сдвижке проектов "вправо". Тем не менее, компании с уже прошедшими отбор проектами будут, вероятно, заинтересованы в их реализации, или переформатировании (например, строительством СЭС вместо ВЭС), но с сохранением полученных в рамках ДПМ гарантий", — заключил он.