В России вновь растут сроки отгрузки топлива по биржевым договорам

В России вновь растут сроки отгрузки топлива по биржевым договорам
Фото: ИнфоТЭК

Сроки отгрузки топлива по сделкам, заключенным на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМСТБ), вновь начали расти с начала июня, при этом в последнюю неделю месяца ситуация ухудшилась, сообщили ИнфоТЭК два источника на топливном рынке.

Исполнение нормативных сроков отгрузок уже давно является острым вопросом, который с переменным успехом пытаются решить СПбМСТБ, ФАС, ОТП, РЖД, нефтяники и участники рынка. Основная проблема извечна — загруженность сети РЖД, особенно в южном и восточном направлении, а также нехватка локомотивов, говорят участники рынка. В связи с этим сроки отгрузки топлива часто выходят за норматив, установленный биржевыми правилами, а сроки доставки превышают нормативные в несколько раз.

Нормативный срок отгрузки топлив по биржевым сделкам составляет 30 дней, однако на практике нефтяники в обычных, не кризисных условиях, укладываются в среднем за 10-17 дней. Ренессанс на топливном рынке случился весной 2024 года, когда приоритет нефтеналивных грузов подняли до третьей очереди, а Минэнерго совместно с РЖД фактически в ручном режиме управляли потоками нефтепродуктов в условиях череды внеплановых ремонтов НПЗ и рисков возникновения дефицита на топливном рынке, говорит управляющий партнер трейдера "Пролеум" Максим Дьяченко. Однако благостная ситуация со скоростью отгрузи нефтепродуктов с НПЗ длилась недолго.

По словам Дьяченко, с начала июня сроки отгрузки топлив в адрес покупателей вновь выросли, несмотря на установленный приоритет. И такая картина наблюдается фактически по всем российским НПЗ.

"Планомерное ухудшение ситуации с отгрузками мы наблюдаем где-то с начала июня. Когда только ввели приоритет на нефтеналивные грузы отгрузка осуществлялась за 7-10 дней, сейчас мы снова возвращаемся к 25-30 дням отгрузки, начался вал продлений сроков за пределы 30 дней. Ситуация еще не такая критичная, как была до введения приоритета, но динамика тревожная, мы можем к ней вернуться", — говорит Дьяченко.

По некоторым направлениям, отметил Дьяченко, сроки отправки выросли в 1,5-2 раза, а по особо загруженным — южном и восточном — в 2,5-3 раза. По мнению трейдера, это может быть связано в том числе со снижением контроля со стороны регулирующих органов в условиях стабилизации ситуации на топливном рынке, выравнивания цен, создания необходимого количества запасов. Кроме того, ранее СПбМТСБ на своем сайте раскрывала информацию о средних сроках отгрузки, что позволяло оценивать ситуацию и планировать поставки, однако сейчас эта практика прекращена, отмечают участники рынка.

Приоритет для нефтеналивных грузов на сети РЖД установлен до сентября текущего года, то есть до окончания высокого сезона. Дьяченко не исключает, что в случае отмены приоритета ситуация может еще ухудшиться. По его словам, сейчас профильные ведомства и участники рынка вырабатывают решение о продлении этой меры.

Другой собеседник ИнфоТЭК подтверждает растущую напряженность по срокам отгрузки топлив по биржевым договорам. По его оценке, сейчас от 5 до 10% всех биржевых сделок уходят на продление срока за пределы установленных биржевым регламентом 30 дней.

В случае, если нефтяная компания не исполняет сроки поставки топлива, то согласно действующим правилам биржи, есть три выхода из ситуации: продление договора поставки, обоюдное расторжение сделки без финансовых претензий, либо штраф НК в размере 5% от суммы сделки за срыв сроков. Но, как правило, стороны либо продлевают контракт, либо расторгают сделку. До реальных штрафов в адрес НК доходит редко, так как правилу безусловной выплаты неустойки следуют далеко не все. При этом если с покупателя в случае дефолта сделки по его вине штраф списывается автоматически, то с нефтяников эту сумму еще предстоит взыскать, а она может быть довольно ощутимой. Так, например, при стоимости дизельного топлива в 59675 рублей за тонну он может достигать 200 тыс. рублей с цистерны.

Однако и сами нефтяники не рады сложившейся ситуации, весной именно они инициировали дискуссию о повышении приоритетности перевозок нефтепродуктов, опасаясь затоваривания НПЗ в условиях запрета экспорта бензина и систематических отказов РЖД в перевозке топлива, в первую очередь, в восточном направлении, писала ранее газета "Коммерсантъ".

В пресс-службе СПбМТСБ ИнфоТЭК сообщили, что не получали жалоб об увеличении сроков отгрузки. В Минэнерго на запрос ИнфоТЭК не ответили.