Угольщики Кузбасса получат квоты по экспорту на восток, но с условием

Угольщики Кузбасса получат квоты по экспорту на восток, но с условием
Фото: Andrey Rudakov/Bloomberg

Угольным компаниям Кузбасса вернут преференции по ж/д-перевозкам на восточном направлении. Как сообщает в среду "Коммерсант" со ссылкой на протокол заседания правления "Российских железных дорог", с 1 июля РЖД возвращает правила перевозок, действующие в 2021 году (они были отменены в марте – ред.). В результате угольные предприятия Кузбасса получат квоту на вывоз угля по восточному направлению в 58 млн тонн, Бурятии — 9,1 млн тонн, Хакасии — 9 млн тонн, Тувы — 400 тыс. тонн.

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев в ходе Петербургского международного экономического форума-2022, завершившегося 18 июня, заявлял, что из-за сложностей с экспортом угольные склады региона переполнены, возникает угроза приостановки добывающих предприятий. Замгубернатора Кемеровской области Андрей Панов 20 июня отмечал, что в первые пять месяцев текущего года поставки угля на Восток уже сократились на 23%, а в первой половине июня в этом направлении было поставлено на 20% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Уже сейчас на кузбасских складах скопилось 19 млн тонн угля, которые нельзя вывезти. Панов указывал, что отмена РЖД понижающих коэффициентов на экспорт угля и дальность перевозок в первую очередь ударила именно по Кузбассу.

Теперь ситуация с углем Кузбасса должна улучшиться. Однако помимо "пряника", кузбасским угольщикам продемонстрировали "кнут": параллельно с квотами им вменяется в обязанность поставлять на запад объемы угля, не меньше, чем на восток. Правда, по данным "Коммерсанта", при поставках по западному направлению будут учитываться и поставки на внутренний рынок РФ.

Кроме того, преференции для Кузбасса ослабляют позиции якутских производителей угля, которые тоже жаловались на нехватку транспортных мощностей. Как заявлял ранее министр промышленности и геологии Якутии Максим Терещенко, добыча угля в республике существенно превышает возможности по его вывозу: в текущем году регион сможет вывезти лишь 36-38 млн тонн при запланированной добыче в 50 млн тонн. При этом в перспективе Якутия может производить до 80 млн тонн угля — при наличии возможностей вывоза.

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов пояснил ИнфоТЭК, что в данном случае речь идет о желании государства в первую очередь обеспечить углем внутренний рынок. Об этом говорит условие, по которому на запад (с учетом внутреннего рынка) должны поставляться не меньшие объемы, чем на восток. Эксперт напомнил, что 10 августа вступит в силу угольное эмбарго Евросоюза в отношении России.

"Таким образом, поставки по западному направлению существенно сократятся, — говорит Фролов. — В то ж время мировые цены на уголь сейчас на исторических максимумах (около $400 за тонну), что делает экспорт как таковой гораздо привлекательнее продаж внутри России. А некоторые компании и без того предпочитали направлять наиболее качественный уголь за рубеж, обеспечивая внутренний рынок по остаточному принципу, так что российский потребитель зачастую получал уголь, смешанный с землей. Очевидно, просьбы потребителей обеспечить их качественным топливом были услышаны".

И с этой точки зрения дать преференции Кузбассу, по словам эксперта, логичнее, чем Якутии — просто в силу того, что Кемеровская область находится практически в географическом центре России. Таким образом, экспортные поставки оттуда по западному направлению логистически удобнее.