Турция опровергла приостановку переговоров с Россией о создании газового хаба, о чем накануне писали западные СМИ, в том числе Reuters.
Министр энергетики и природных ресурсов республики Алпарслан Байрактар сегодня заявил, что в период переговорного процесса в Турции произошло землетрясение, а потом прошли выборы, поэтому была некоторая пауза, но "сейчас мы снова ведем переговоры".
При этом Турция поспешила напомнить, что рассчитывает получить "более разумные цены" на российский газ в ближайшие годы и надеется на взаимопонимание с "Газпромом".
"У нас было соглашение с Россией, где мы установили предельный уровень. В случае колебания индекса TTF предельная цена защищает турецкую цену. Если это то, что вы подразумеваете под скидкой, то можно назвать это скидкой. Но турецкие цены на газ высоки. Мы ожидаем от "Газпрома" более разумных цен в ближайшие годы, поскольку он был надежным поставщиком, а Турция — хорошим и надежным потребителем российского газа. Однако мы должны учитывать конкурентоспособность этого вопроса, надеюсь, сможем достичь взаимопонимания", — подчеркнул он.
Байрактар заявил, что в рамках своего стремления стать газовым центром Турция построит физический хаб во Фракии на западе страны для соединения всех имеющихся газопроводов. Турция, имея пять регазификационных терминалов, может получать 30-40 млрд куб. м газа через СПГ.
Сейчас ключевыми поставщиками газа в Турцию, помимо России, являются США, Алжир, Катар, Оман.
"То, что мы пытаемся сделать во Фракии, — это физический хаб, который мы пытаемся соединить со всеми соответствующими трубопроводами, включая газохранилище Силиври и объекты СПГ, создавая точку соединения в регионе Фракии, чтобы создать реальный, физический хаб. Таким образом, газ из любой из этих стран сможет легко достигать этого региона, двигаясь с востока на запад, с севера на юг и наоборот", — сказал Байрактар, его цитирует ТАСС.
Эксперт ИнфоТЭК Александр Фролов в интервью турецкому агентству Anadolu комментировал перспективы реализации проекта газового хаба в Турции. По его мнению, объем предложения уже сейчас может составлять 5-10 млрд куб. м газа в год. Для этого объема есть необходимые газотранспортные мощности как со стороны России, так и на территории Турции, также есть возможность прокачивать такой объем по территории ЕС (и Сербии).
По мнению Фролова, для России этот проект важен как средство, которое позволит выстроить альтернативные пути взаимодействия с европейскими потребителями газа. Однако для расширения поставок необходим растущий спрос на газ в Европе (сейчас идет падение) и готовность расширять газотранспортную инфраструктуру, тогда можно удвоить мощность "Турецкого потока" (до 63 млрд куб. м в год).