Президент РФ Владимир Путин предложил создать в Турции крупнейший газовый хаб для поставок природного газа в Европу.
"Утраченный объем транзита по "Северным потокам", по дну Балтийского моря, мы могли бы переместить и в регион Черного моря, и сделать основным маршрутом поставки нашего топлива, нашего газа природного в Европу через Турцию, создав в Турции крупнейший газовый хаб для Европы, если, конечно, в этом заинтересованы наши партнеры", — сказал Путин на форуме "Российская энергетическая неделя".
У такого решения есть экономическая целесообразность и здесь значительно выше уровень безопасности, отметил президент. Это связано с тем, что в таком случае газопроводы будут проходить в водах только двух государств, России и Турции.
Россия поставляет газ в Турцию по двум трубопроводам через Черное море — "Голубому потоку" и "Турецкому потоку". Экспортный газопровод "Турецкий поток" состоит из двух ниток, одна из которых предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая — для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Суммарная мощность "Турецкого потока" составляет 31,5 млрд куб. м. Поставки газа в 2021 году по "Турецкому потоку" были увеличены на 63%.
По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, построить новую инфраструктуру в Черном море быстрее, чем починить взорванные "Северные потоки", восстановление которых, может занять не один год.
"Сколько времени потребуется для восстановления? Технологические вопросы тоже важны. Первое — это вопрос политический. ЕС и Германия должны дать ответ, заинтересованы ли они в том, чтобы нитки газопроводов были восстановлены, и дали гарантии безопасной работы. Восстановление продлится ни один год, это достаточно долгая история", — сказал Миллер.
Глава "Газпрома" также подтвердил, что "Газпром" готов создать торговую площадку на границе Евросоюза и Турции.
"Турецкий поток" проходит только по двум экономическим зонам — России и Турции и глубина там не как на Балтике. "Турецкий поток" зарекомендовал как надежный канал поставок и в Турцию, и в Европу. Можно рассматривать вопрос о торговой площадке на границе Евросоюза и Турции", — сказал Миллер.
Министр энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики Фатих Донмез в свою очередь отметил, что впервые слышит о таком предложении, но считает, что его можно обсуждать.
"Нам нужно некоторые юридические, торгово-экономические вопросы, технические моменты обсудить. Вы знаете, что мы надежные партнеры, реализовали много проектов. Думаю, предложение президента должно быть обсуждено, и это возможно", — сказал он.
Эксперт ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что создание газового хаба в Турции будет лишь относительно простой задачей, так как наряду с очевидными плюсами проекта, есть и существенные сложности, связанные с энергетической политикой самой Европы.
"Создание газового хаба в Турции будет относительно простой задачей, учитывая, что часть мощностей необходимых для создания соответствующей газотранспортной инфраструктуры уже построена на территории России", — отметил Фролов.
Эксперт напомнил, что "Турецкий поток" возник на обломках проекта "Южный поток", который предполагал строительство самой мощной в мире компрессорной станции "Русская" мощностью 488 МВт и прокладку четырех ниток газопровода по дну Черного моря от побережья России до побережья Болгарии совокупной мощностью 63 млрд кубометров газа в год.
Часть инфраструктуры была готова к моменту отмены проекта "Южный поток" и затем задействована для начала поставок по "Турецкому потоку". "Турецкий поток" дает ровно половину проектной мощности "Южного потока".
"Часть инфраструктуры для "Южного потока" все же была построена и ее можно относительно быстро завершить, построив газотранспортные мощности, которые позволят увеличить поставки газа в Турцию и через ее территорию до тех самых 63 млрд кубометров. Учитывая освободившиеся из-за терактов на "Северных потоках" ресурсы российского газа это имеет смысл", — сказал Фролов.
Еще один плюс: Черное море контролируется полностью обоими участниками проекта "Турецкий поток" — поставщиком и покупателем, что важно для обеспечения безопасности.
Эксперт считает, что у России есть достаточные ресурсы для создания газового хаба в Турции для поставок газа в Европу, вопрос лишь в том, есть ли в Европе политическая воля и воля компаний для начала такого проекта.
Главная сложность, отметил Фролов, зависимость партнеров РФ из числа энергетических компаний от решений, которые принимает Брюссель.
"Очевидно, что этим компаниям интересно продолжать покупать российский газ. Это было продемонстировано в ходе июньского кризиса, который возник из-за аварии на американском заводе Freeport LNG, что привело к сокращению поставок СПГ на рынок Евросоюза. Но, как мы видим, "Северный поток 2" отстоять не смогли, добиться разрешения ситуации с ремонтом газоперекачивающих агрегатов для первого "Северного потока" тоже наши партнеры не смогли. Возникает вопрос: а есть ли гарантии с их стороны, что построенная инфраструктура до Турции и на территории Турции будет задействована?", — добавил Фролов.
Другим вопросом является создание инфраструктуры на территории самой Европы.
"Тут может быть реализовано несколько проектов, включая, кстати, знаменитый "Посейдон", который может обеспечить прокачку российского газа через юг Балкан в Италию. Мы уже упираемся в готовность европейских властей и компаний участвовать в создании такого рода инфраструктуры", — отметил он.
Без готовности компаний Европы отстаивать свои интересы, без желания построить инфраструктуру для приема газа через Турцию на своей территории, а также без гарантий спроса на поставляемый российский газ реализовать данную инициативу будет невозможно, считает эксперт.