"Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа" (СПБМТСб) довольно позитивно смотрит на текущую ситуацию на оптовом рынке топлива. Стоимость бензина и дизеля сейчас привлекательна для покупателей, и вызывает платежеспособный спрос со стороны потребителей, а объемы продаж на бирже почти по всем видам топлива растут.
"На динамику биржевых цен на нефтепродукты продолжает оказывать влияние наличие платежеспособного спроса, и сохраняющаяся интересная для покупателя цена", – сообщил ИнфоТЭК старший вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов.
Он отметил, что объемы торгов сейчас растут. Если сравнивать среднесуточные объемы торговли бензином на бирже год к году, то они выросли 31,4%, а к уровню декабря – на 1,3%. Аналогичный показатель для дизеля также увеличился к январю 2023 года на 25,1%, до 72,827 тысяч за тонну, но к декабрю прошлого года снизился на 1,9%.
Карпов добавил, что за эту неделю (с 22 по 25 января) общий объем продаж по сравнению с прошлым периодом (15-18 января) вырос на 4,33% и достиг 79,2 тыс. тонн в европейской части России. Цена же подросла на 5,16%, до 50,232 тысяч рублей за тонну.
Нет проблем с объемами и для зимнего дизеля: они выросли на 4,84%, до 131 тыс. тонн, а цена упала на 3,66%, до 58,040 тысяч рублей за тонну. Реализация АИ-92 на бирже при этом снизилась на 2,27% и составила 126,6 тыс. тонн, цена же увеличилась на 6,26%, до 47,645 тысяч рублей за тонну.
Позитивно на рынок топлива смотрит и вице-премьер России Александр Новак.
"То, что цены несколько отскочили (подорожали в опте), в этом ничего страшного нет, потому что они были на очень низком уровне на бирже, на оптовом рынке. Главное, что цены на АЗС держатся, и они остаются на текущем уровне, не увеличиваются для потребителей", – объяснил вице-премьер.
Эксперт ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов заметил, что сейчас российская нефтеперерабатывающая отрасль крайне профицитна, несмотря на то, что с начала года несколько нефтеперерабатывающих предприятий (в том числе нижегородский НПЗ "Лукойла") столкнулись с неожиданными трудностями, которые привели к частичной приостановке работы отдельных установок.
"Проблемы отдельных предприятий никак не могли нарушить надежность снабжения внутреннего рынка. Но это в реальности. А, как обычно бывает в таких случаях, в информационной среде возникли многочисленные спекуляции, раздувающие панические настроения: "топлива не хватит", "оно отовсюду пропадёт" и т.п.", – отметил эксперт.
Фролов подчеркнул, что в России производится на 10% больше бензина, чем потребляется. А по дизельному топливу объем производства превышает спрос на 100%.