РЖД предложили снизить квоту на отгрузку угля в восточном направлении

РЖД предложили снизить квоту на отгрузку угля в восточном направлении
Фото: СУЭК

"Российские железные дороги" начали очередной раунд традиционной борьбы с угольными компаниями за размер квот на отгрузку угля на экспорт из Кузбасса в восточном направлении.

Газета "Коммерсантъ" сообщила, что глава "РЖД" Олег Белозеров попросил первого вице-премьера Андрея Белоусова уменьшить квоту на объем отгрузок угля на экспорт в 2023 году: с 63 млн тонн – до 56 млн тонн.

Белозеров утверждает, что после закрытия западных экспортных рынков на Восточном полигоне появился большой объем новых грузов. По его словам, чтобы дать другим товарам возможность выйти на азиатские рынки – требуется снизить квоту для угля.

Старший эксперт фонда Института энергетики и финансов Александр Титов рассказал ИнфоТЭК, что такого рода предложения являются частью традиционной борьбы за квоты между монополией и угольными компании.

По его словам, предложение РЖД выглядит довольно логично, так как угольщики и так по итогам этого года не смогу выбрать нужные им объемы: в этом году погрузка составит 48,5 млн тонн против 58 млн, заложенных в президентских поручениях. При этом плановая провозная способность БАМа и Транссиба в 2023 году останется на прежнем уровне.

"Примерно 700 компаний, часть из которых была на грани остановки в условиях закрытия западных рынков сбыта, впервые получили возможность для вывоза своей продукции в направлении Дальнего Востока", — говорится в письме РЖД.

РЖД часто предлагают подобные меры, так как для них перевозить уголь не так выгодно, как продукцию металлургии, целлюлозно-бумажных комбинатов, производителей удобрений", — сказал он.

Титов напомнил, что недавно РЖД уже сумели закрепить ряд успехов в борьбе с угольщиками: монополия добилась отмены льготы на перевозку угля и роста тарифа.

Эксперт прогнозирует, следом за РЖД в правительство придут и лоббисты угольных компаний, которые будут жаловаться на несправедливое к себе отношение.

"Мне кажется, что это довольно стандартный процесс в рамках борьбы за дефицитные транспортные мощности", — заметил он.

По его словам, учитывая, что угольные компании в этом году не выберут свои квоты, то и в следующем году у них скорее всего сделать это не получится.

"Не очень понятен потенциал роста спроса на российский уголь, он ограничен. Если в этом году был хотя бы какой-то европейский рынок, то в следующем году его не будет вообще. Да и японцы снизили спрос", — добавил он.

Так или иначе стороны придут к консенсусу, уверен эксперт.

"Озвученные РЖД цифры имеют право на жизнь. Скорее всего угольщики не смогут сильно нарастить поставки на Восток. Там тоже свои проблемы. С другой стороны – это предложение вряд ли одобрят легко, так как угольщики начнут лоббировать уже свои интересы. Скорее всего в итоге стороны выработают консенсус", — подытожил Титов.