Россия резко нарастила торговлю топливом в преддверии эмбарго ЕС
Страны Европы резко увеличили импорт российских нефтепродуктов перед введением эмбарго, которое начнет действовать с 5 февраля. По данным Insights Global, в ноябре Россия увеличила объем поставок нефтепродуктов в ЕС на более чем 500 тыс. барр. в сутки по сравнению с октябрем, до 1,4 млн барр.в сутки. Больше всего подскочили поставки дизельного топлива: на 300 тыс. барр. в сутки, до 790 тыс. барр.
Более того, общий экспорт нефтепродуктов из России в ноябре достиг рекордного с февраля уровня – 2,8 млн барр. в сутки, отмечает Reuters. Агентство также подчеркнуло, что российское дизтопливо может попадать в Европу даже после вступления в силу запретов, так как отслеживать его происхождение будет затруднительно.
Эксперт ИнфоТЭК, заместитель председателя правления ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев @oilfly считает, что ситуация с нефтепродуктами будет похожа на то, что произошло с нефтью после ввода аналогичного эмбарго. За несколько месяцев до введения ограничений поставки резко вырастут, а после начала действия ограничений – упадут. Затем, после того как компании выстроят новые цепочки логистики, экспорт стабилизируются и восстановится.
Эксперт при этом считает, что эмбарго на нефтепродукты России будет легче преодолеть, чем аналогичное ограничение в отношении нефти.
"Я думаю, что по сравнению с нефтью здесь будет несколько проще, так как нефтепродукты торгуются меньшими партиями, чаще идет их смешение. Еще нужно смотреть что и как ЕС будут запрещать", – отметил Гусев.
По его словам, сейчас все трейдеры готовятся и составляют схемы замещения российских нефтепродуктов или для преодоления ограничений.
"В последние лет 50 появилась профессия, представители которой занимаются обходом эмбарго. Я думаю, что логистика станет сложнее, но нефтепродукты из России определенно продолжат попадать на рынок Европы", – добавил эксперт.
Reuters также не верит, что российские нефтепродукты полностью покинут Европу. По данным агентства, часть российских объемов будет реэкспортироваться из таких стран, как Индия и Турция.
"Однако репутационный риск обслуживания российских поставок в сочетании с трудностями страхования, означает, что в Европу попадут лишь ограниченные объемы российского топлива, перевозимые мелкими игроками", – добавили ложку дегтя в агентстве.