Россия намерена увеличить долю на мировом рынке угля до 25%

Россия намерена увеличить долю на мировом рынке угля до 25%
Фото: primorsky.ru

Министерство энергетики России считает, что Россия увеличит свою долю экспортных поставок угля с текущих 18% — до 25% к 2050 году и займет четверть мирового рынка, сообщил глава департамента угольной промышленности Минэнерго РФ Петр Бобылев на совещании в Госдуме, где отраслевики и чиновники обсуждали новую энергостратегию России до 2050 года.

"Насчет экспорта, мы себе ставим цель остаться в тройке самых крупных экспортеров по углю, мы сейчас на третьем месте с 18% долей рынка. Мы себе ставим цель (занять – прим. ИнфоТЭК) 25% мирового рынка угля к 2050 году", — сказал он.

Заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев считает такие планы излишне оптимистичными, как и предыдущей энергостратегии. "За это ее довольно сильно критиковали, так как не понятно было на чем основаны амбициозные экспортные ориентиры", — заметил он.

По его словам, внутреннее потребление угля в России будет падать, а перспективы экспорта останутся довольно сомнительными, так как цена газа на мировых рынках в среднесрочной и долгосрочной перспективе скорее всего будет низкой. Также не стоит рассчитывать, что страны Запада поменяют свою политику к России и к зеленой энергетике.

Тем не менее замглавы Минэнерго РФ Сергей Мочальников ранее говорил, что министерство совместно с РЖД и российскими угольными компаниями прорабатывает альтернативные маршруты для переориентации экспорта угля после запрета импорта российского угля рядом стран ЕС. Это связано с тем, что в начале апреля страны ЕС одобрили пятый пакет санкций против России, который, в частности, вводит эмбарго на импорт угля из РФ.

Белогорьев при этом считает перспективы России по увеличению поставок Китаю туманными, так как КНР может в любой момент вернуться к идее ускорить развитие в стране зеленой энергетики, планы по которой страна скорректировала в сентябре прошлого года.

Еще одним препятствием на пути российского угля может стать недостаток инфраструктуры в восточном направлении. Дело в том, что продавать уголь через порты Балтики и Черного моря в судах через половину Мирового океана достаточно дорого. Останутся у России проблемы и с железнодорожной инфраструктурой на Восток, причем даже в долгосрочной перспективе, уточнил аналитик.

"Но на мой взгляд, прогнозы, которые были ранее заложены в энергостратегию были завышены даже сильнее, чем по нефти и газу, хотя уголь находится в наихудшей ситуации из-за климатических мер", — подытожил эксперт.