Россия и Белоруссия могут создать единый рынок нефти к середине 2023 года
Россия и Белоруссия планируют подготовить для утверждения межправительственный договор о создании единого рынка нефти к середине 2023 года.
«По союзной программе (создания общего рынка нефти) у нас есть сроки, и мы в них (находимся). Подготовлен проект соответствующего договора, и он находится на рассмотрении как у нас, так и у российской стороны. Планируем до конца этого года снять все возможные и невозможные аспекты, все спорные вопросы, чтобы в срок до середины следующего года сформировать чистовой договор», — сказал председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков после доклада белорусскому президенту Александру Лукашенко.
Генеральный директор ИнфоТЭК Рустам Танкаев объяснил, что судя по опыту последних 30 лет, речь идет о дополнительных преференциях со стороны России.
«Видимо Россия будет осуществлять поставки нефти на оба белорусских НПЗ по внутренним ценам: без каких-либо таможенных процедур и без графиков, когда выделяются фиксированные объемы, которые не могут быть увеличены», — заметил он.
Эксперт напомнил, что ограничение по объемам поставок связано с тем, что белорусы после переработки продавали нефтепродукты на экспорт, получая огромный доход для бюджета.
«В последние годы это был главный инструмент финансирования бюджета Белоруссии и Россия с этим боролась», — добавил он.
По его словам, сейчас Белоруссия может получить от России такое послабление так как якобы республика из-за санкций не может больше экспортировать свои нефтепродукты.
«Я думаю, что в это не верит никто, в том числе те, кто вводит санкции: поляки покупали, покупают и будут покупать, как и другие страны», — заметил Танкаев.
Эксперт также допускает возможность появления контрабанды нефтепродуктов из Белоруссии в Европу.
«Контрабанда была всегда, никто в ней не сомневался. Просто будет узаконено привилегированное положение Белоруссии, она получит намного больше. Но Россия выиграет геополитическую позицию по фиксированию республики в составе союзного государства», — подытожил он.