Российский уголь очнулся после постшокового восстановления

Российский уголь очнулся после постшокового восстановления
Фото: donland.ru

Сообщалось, что ситуация на мировом рынке для российского угля в настоящее время стабилизировалась. Отрасль переварила санкционный фактор и приспособилась к новой реальности.

Старший эксперт фонда Института энергетики и финансов @IEFnotes Александр Титов рассказал ИнфоТЭК, что угольная отрасль чувствует себя достаточно неплохо, и в ближайшее время нет факторов, которые могли бы существенно ухудшить ситуацию.

Напомним, что ЕС запретил импорт российского угля и ряда других товаров с 10 августа 2022 года. В сентябре Европейская комиссия пересмотрела некоторые положения этого решения, упростив предоставление услуг по доставке, финансированию и страхованию, необходимого для транспортировки угля за пределами ЕС. Еврокомиссия обосновала это необходимостью борьбы за энергетическую и продовольственную безопасность во всем мире.

Титов отметил, что долгосрочные перспективы российского угля будут зависеть от трех факторов.
Во-первых, от спроса. Эксперт отметил, что в Европе и Азии сейчас есть проблема с предложением и стоимостью газа, что непосредственно отражается и на цене угля.

"Зимой она будут расти", — сказал он.

Дальнейшая судьба угля будет зависеть и от предложения. По его данным, сейчас только Китай и Индия наращивают добычу, но под свои нужды.

"Для нас это риск, так как они наши основные покупатели. С другой стороны — традиционно крупным экспортерам угля ЮАР, Колумбии, Австралии, США, Индонезии сложно нарастить добычу, так как инвесторы не знают стоит ли вкладываться в новые шахты. Пусть сейчас цены и высокие, но будет ли уголь нужен через 2 года или его задавит зеленая повестка?" – рассказал он.

По словам аналитика, третьим фактором, который влияет на российский уголь, остается инфраструктура в России.
Дело в том, что компаниям сложно нарастить добычу, так как многие вынуждены везти уголь из Балтики в Китай и использовать высокое транспортное плечо. Более того, правила игры постоянно меняются, а за квоты РЖД идет перманентная борьба.

Кроме того, российским компаниям приходится сейчас продавать уголь с дисконтом, однако ситуация постепенно улучшается: с рядом потребителей уже налажены отношения, и чем дальше, тем больше у угольщиков будет возможностей для поиска трейдерских, страховых компаний, судовладельцев.

"Сейчас мы видим постшоковое восстановление", — подчеркнул Титов.

Ситуация на рынке уже положительно повлияла на дисконт, так как к середине ноября цены в Европе и Азии опустились довольно сильно, примерно на $100 долларов за тонну, а российские не поменялись. То есть дисконт существенно сократился.

"Он составлял примерно 60% от мировой цены, а потом упал где-то до 35%", — добавил эксперт.

Более выгодно торговать на востоке России, там цена находится в диапазоне $160-170, $145 – на Черном море, и $110-120 — на Балтике. Титов уточнил, что при таких ценах торговать на Балтике для компаний не выгодно.

"Это убыточное направление. Но РЖД их обязывает везти на запад столько же, как и на восток, только тогда им выдаются квоты", — пояснил он.

В ближайшие месяцы эксперт видит улучшение ситуации для российского угля, так как зимой цены скорее всего пойдут вверх и опять достигнут $350-400 за тонну с текущих около $250.

"Конечно, наши цены на $100 долларов не вырастут, но на $30 могут и подрасти, а затем закрепятся на этих отметках, что очень выгодно для наших угольщиков", — считает эксперт.

"Опыт последнего полугода показывает, что дисконт для наших компаний не имеет такого значения как раньше. Понятно, что к мировым ценам мы уже не приблизимся, но если цена установится на уровне $170 за тонну, то это будет хорошо, а если $200 — то прекрасно", — подытожил Титов.