Российские технологии в области электромобилей могут пойти на экспорт
Россия в энергетике имеет перспективы роста экспорта не только в традиционных отраслях, которые добывают и перерабатывают уголь, нефть, газ, но и в новых для себя сферах. В настоящий момент в мире активно развивается использование альтернативных традиционным бензину и дизелю видов топлива для автомобилей, в этих нишах Россия также имеет неплохие перспективы.
Аналитики "Яков и Партнеры" оценили экономическую эффективность более 30 технологий новой энергетики для их применения в транспорте и выбрали из них три самые эффективные.
Наиболее обещающе уже в ближайшей перспективе выглядит применение литий-ионных аккумуляторов для легкового транспорта, использование твердооксидных топливных элементов на природном газе для генерации электроэнергии, а также использование сжиженного природного газа (СПГ) как альтернативного, более экологичного топлива для транспорта с большим запасом хода.
"Наличие собственных разработок на основе этих технологий может не только дать экономически эффективные решения нашей экономике, но и стать новой точкой роста экспорта к 2030 г.", – сказала руководитель проектов "Яков и Партнеры" Марина Дорохова.
По мнению исследователей, уже через семь лет Россия получит возможность перестать быть преимущественно "бензиновым" государством. Более того, дизельные силовые установки потеряют статус наиболее экономически эффективных.
К 2030 году лет совокупная стоимость владения электротранспорта в России с твердооксидным топливным элементом при пересчете на весь жизненный цикл автомобиля может быть на 15% ниже, чем для транспорта с двигателем внутреннего сгорания, уверены в "Яков и Партнеры".
Эксперты подчеркивают, что в стране уже присутствует почти вся необходимая научная и инженерная база для запуска их серийного производства, также идет разработка недостающей технологии Metal Supported Cell. Значительный экспортный потенциал повышает и наличие собственной ресурсной базы, в том числе цветных и редких металлов.
Другим перспективным направлением для России могло бы стать производство литий-ионных (Li-ion) аккумуляторов. По мнению соавтора отчета Анны Волковой, наличие собственных ресурсов, добычных и перерабатывающих мощностей позволит России сократить зависимость от импорта аккумуляторов.
Однако ключевым барьером для развития технологии является отсутствие в России технологии производства полимерных сепараторов. Поэтому для ускорения процесса нужно наладить партнерства с китайскими производителями, что позволит организовать всю цепочку производства батарей на территории России.
Страна также имеет перспективы и в области развития транспорта на СПГ, однако для легкового транспорта эти технологии вряд ли будут применены, так как требуется строительство инфраструктуры, что может обойтись стране в более 700 млрд руб. "Поэтому массовый переход на него будет иметь смысл только для локальных решений, например, для спецтехники, используемой в карьерах", – утверждают исследователи.
Что касается водородных технологий, то исследователи относятся к ним скептически. Создание экономически эффективных силовых установок на базе топливных элементов на водороде на горизонте до 2030 г. является маловероятным, уверены они.
"Применение водородных технологий будет целесообразным только при снижении стоимости топлива до $1,5–2 за килограмм, но к 2030 г. таких показателей возможно добиться только в радиусе 200–300 км от места его производства. Развитие водородной энергетики при этом может быть коммерчески привлекательным при ориентации на экспорт в страны, которые делают ставку на водородные технологии для достижения нулевых выбросов углекислого газа на горизонте 30–40 лет (Япония, Южная Корея, Китай)", – объяснили эксперты.