Президент России Владимир Путин 14 апреля провел совещание по нефтегазовой отрасли, в ходе которого поручил переориентировать экспорт российских энергоносителей с западного направления на рынки Юга и Востока и подготовить для этого инфраструктуру. В частности, Путин заявил о необходимости новых нефте- и газопроводов из Сибири.
На Восточном направлении Россия ведет поставки газа по трубопроводу «Сила Сибири» и нефти по трубе «Восточная Сибирь – Тихий океан». В настоящее время также прорабатывается проект газопровода «Сила Сибири-2». Все три трубы ориентированы в первую очередь на поставки в Китай.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов рассказал ИнфэТЭК, что южные маршруты связаны с колоссальными транзитными рисками. Главный ориентир там — Индия, однако трубы придется прокладывать через Афганистан и Пакистан.
«Так что основным направлением, безусловно, является Восток, то есть все тот же Китай, — говорит Симонов. — При этом, если говорить о нефти, то радикально новые маршруты прокладывать не имеет смысла, достаточно построить дополнительную трубу параллельно ВСТО».
С газопроводами ситуация несколько сложнее. По словам Симонова, для России главное – связать с Китаем три свои главные ресурсные узла: Уренгойский, Ямал и Якутию. Якутия уже связана с КНР «Силой Сибири».
«Сколько займет строительство трубопровода с Ямала, сказать сложно, а вот на строительство трубы от Уренгоя, по нашим оценкам, потребуется 3-5 лет. Другие маршруты просто не нужны, так как нет других ресурсных узлов. Так что главный вопрос — вопрос мощности новых труб, — поясняет глава ФНЭБ. — Безусловно, правительство России осознает риски зависимости от монопокупателя в лице Китая, однако в в этом и заключается передел газовых рынков: поставки СПГ будут перенаправляться в Европу, «оголяя» Китай, тогда как поставки газа по трубам в КНР из России будут расти. Тем более, что наш трубопроводный газ для китайцев гораздо выгоднее СПГ — в 2021 году цены на них различались кратно».