В мире ближайшее время может начаться резкий рост разработки месторождений лития, который является одним основных компонентов для производства аккумуляторов для электромобилей. Обостряется и конкуренция за этот ресурс.
Журнал The Week сравнил эти процессы с "золотой лихорадкой" в США, которая в свое время привела к экологическим проблемам, череде банкротств и к загубленным жизням ряда старателей.
В основе интереса лежит ожидание роста индустрии электромобилей. В США новые старатели пытаются получить активы, связанные с литием, надеясь заработать на внезапном взрыве спроса. Пока же в США есть только один действующий рудник, где добывается этот металл.
Новым центром добычи лития в США может стать Калифорния. Добыча в регионе позволит обеспечить производство 7,5 млн электромобилей в год.
Ситуация усугубляется вопросами экологии. Эксперт из Колумбийской климатической школы Марко Тедеско заметил, что переход может быть не таким эффективным.
Производство литиевых батарей приводит к загрязнению углекислым газом, с которым как раз и борется революция электромобилей. Также оно требует больших объемов воды, что может привести к значительному загрязнению окружающей среды.
Аналитик Брэд Темплтон настроен более оптимистично и считает экологическую проблему преувеличенной, так как "будут предприняты усилия по более эффективной и менее разрушительной добыче лития".
"Когда проблема важна и в нее вовлечены большие деньги, решения будут найдены, если физика их позволит", — добавил, но признал, что пока добыча лития является сложной и грязной.
Даниэль Литвин из Лондонской школы экономики заметил, что активисты-экологи должны сделать неудобный выбор. Необходимо заключить "грандиозную сделку" между производителями лития и защитниками окружающей среды, в которой горняки должны согласиться соблюдать высокие экостандарты, а люди, настроенные на защиту окружающей среды, быстрее соглашаться на крупные проекты.
Еще есть риск, что в дальнейшем мир может столкнуться с нехваткой лития и ряд производств может остаться без сырья, подмечает The Week. Альтернативой могут стать натрий-ионные батареи, которые существуют уже несколько десятилетий. Однако они не так эффективны как литиевые.