Продажи электромобилей в России с начала года выросли на 65%

Продажи электромобилей в России с начала года выросли на 65%
Фото: Tesla

Продажи электромобилей в России в январе-мае выросли год к году на 65%, сообщает аналитическое агентство "Автостат", ссылаясь на данные компании "Электронный паспорт".

Всего было продано 1119 единиц электротранспорта, лидером (248 экземпляров) стала Tesla Model Y. Еще 211 продаж пришлось на Tesla Model 3, 131 – на Porsche Taycan. Также популярностью пользовались E-Tron и E-Tron Sportback производства концерна Audi (88 и 70 единиц соответственно).

Глава "Автостата" Сергей Целиков указал, что сейчас встают на учет электромобили, ввезенные в РФ еще в конце прошлого года, до того, как были отменены льготы по растаможиванию. По мнению Целикова, в ближайшие месяцы рост продаж электротранспорта в России существенно сократится.

Впрочем, даже рост на 65% год к году особой роли не играет. Эксперт общественного движения "Автомобилист" Дмитрий Клевцов подчеркивает, что в первую очередь следует обращать внимание не на процентный рост, а на количество приобретенных электромобилей.

"По данным ГИБДД, в 2021 году в России на учете было 14679 легковых электромобилей (за вычетом транспортных средств с гибридной силовой установкой), — рассказал Клевцов ИнфоТЭК. — Тогда как легковых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на учете было более 64 млн. штук Так что и общее количество электрокаров, и рост продаж до 1119 машин за январь-май нельзя назвать существенным для общего количества транспортных средств".

По оценке Клевцова, всплеск потребительской активности в секторе электромобилей вызван, в основном, стремлением населения вложить средства в товары.

"Кто-то закупает сахар, кто-то — золото, или компьютерную технику, кто-то автомобили с ДВС, а кто-то — электромобили", — говорит эксперт, отмечая, что, например, та же Tesla в России официально не продавалась, а ввозилась "серым" импортом.

Однако на данный момент перспективы развития рынка электрокаров в России, как минимум, вызывают ряд вопросов. В первую очередь это касается инфраструктуры. Если в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах зарядные станции для электромобилей есть в достаточном количестве, то на магистральных трассах их остро не хватает.

"Еще на исходе президентства Дмитрия Медведева было издано распоряжение о том, что на АЗС, расположенных на трассах, в обязательном порядке должны быть установлены зарядные устройства для электротранспорта, — рассказывает Клевцов. — Но для владельцев АЗС это оказалось чрезвычайно обременительно, учитывая малое количество электромобилей. Предполагалось, что как раз развитие инфраструктуры будет стимулировать население к покупке электрокаров. Но установка зарядных устройств оказалась нерентабельной, затрат они не окупали. Плюс нехватка выделенных киловатт для так называемых "быстрых" зарядок. В итоге эта идея была похоронена".

А, учитывая небольшой ресурс батарей и, соответственно, короткий пробег (80-140 км на батареях эконом-класса) от одной зарядки до другой, заряжать электромобили приходится часто. Таким образом, на сегодняшний день электрокар остается средством для поездок на близкие расстояния, говорит эксперт.