Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил к 1 июля представить предложения по приобретению грузовых судов ледового класса для достижения целевого грузопотока по Северному морскому пути. Свои инициативы должны представить Минтранс, Росатом, Минвостокразвития и Минпромторг.
Президент России ставил задачу нарастить грузопоток по Севморпути до 80 млн тонн к 2024 году, однако на сегодняшний день этот уровень выглядит недостижимым по ряду причин. Одна из них — нехватка грузовых судов ледового класса. По итогам 2023 года перевозки грузов по Северному морскому пути достигли 36,254 млн тонн. Больше половины объема обеспечил сжиженный природный газ с проектов "Новатэка", сообщал глава "Росатома" Алексей Лихачев.
Главный редактор портала "Геоэнергетика ИНФО" Борис Марцинкевич считает, что по итогам 2024 года удастся выйти на показатель — максимум 40 млн тонн, что вдвое ниже установленного целевого показателя в 80 млн тонн. В своем обзоре для ИнфоТЭК он подробно разбирал, какие препятствия стоят на пути развития СМП.
Мишустин также поручил Минпромторгу, Росатому и Минвостокразвития до 30 апреля подготовить предложения по обеспечению контроля строительства грузовых судов ледового класса, необходимых для целевого грузопотока. Также в этот срок необходимо представить предложения предложения по определению приоритетного порядка перевозки грузов из портов Северо-Запада России в порты Азиатско-Тихоокеанского региона в период летне-осенней навигации и по необходимым мерам поддержки.
В случае ухудшения ледовых условий "Росатому", Минвостокразвития, Минфину и Минэкономразвития поручено обеспечить принятие мер по субсидированию ледокольных проводок судов, выполняющих транзитные рейсы с грузами российских компаний в восточном направлении по Северному морскому пути в период июля – ноября 2024 года.
Ранее Росатом оценивал инвестиции в частные и государственные в проекты, связанные с Северным морским путем, в 19,5 трлн рублей до 2035 года. Значительная их часть будет связана с ТЭК, в том числе с развитием газовых и нефтяных проектов.