Правительство России разработало дополнительные системные меры для стабилизации ситуации на топливном рынке, они затрагивают сразу несколько аспектов деятельности производителей.
Во-первых, с 1 октября в полном объеме возвращается демпфирующая надбавка, которая компенсирует производителям часть разницы между ценами на внутреннем рынке и экспортной альтернативой. По решению Минфина РФ выплаты были сокращены на половину с 1 сентября текущего года, что в итоге усугубило ситуацию на топливном рынке и вызвало скачок оптовых цен на топливо. О том, что в результате этой меры механизм перестал работать эффективно говорил ранее президент РФ Владимир Путин.
Кроме того, увеличиваются нормативы продаж бензина и дизельного топлива 5-класса на бирже. Это уже второе повышение норматива в этом году. Предыдущее повышение норматива продаж бензина и дизтоплива на СПбМТСБ было утверждено правительством вступило в силу с 1 сентября. Тогда минимальная доля продажи бензина на бирже была увеличена с 12 до 13% от общего объема производства, дизельного топлива – с 8,5 до 9,5%. Сейчас норматив продажи бензина увеличен с 13% до 15%, дизеля – с 9,5% до 12,5%.
Для борьбы с "серым" экспортом вводится заградительная пошлина на нефтепродукты. После того, как будет снят общий запрет она составит 50 тыс. рублей за тонну для тех, кто не производит нефтепродукты самостоятельно, а покупает их на внутреннем рынке и перепродает на экспорт.
И, наконец, правительство снимает запрет на экспорт дизельного топлива, которое отгружается через морские порты по трубопроводам. Прежде всего, это послабление касается "Лукойла" и "Сургутнефтегаза", основная часть мощностей которых ориентирована именно на такой вид экспорта. Однако при этом правительство обязало таких производителей направлять на внутренний рынок не менее 50% выпущенного дизельного топлива.
Запрет на экспорт дизельного топлива был введен в России с 21 сентября для стабилизации ситуации на внутреннем топливном рынке. Этому предшествовал неуправляемый рост оптовых цен на бирже на бензины и дизельное топливо, которые чуть ли не ежедневно обновляли исторические рекорды. Так, в середине сентября АИ-92 на СПбМТСБ достигал исторического пика в 75 508 рублей за тонну, АИ-95 дорожал до 76 876 руб рублей за тонну, а стоимость дизеля превышала 75 000 руб. за тонну. При этом выставляемые на бирже объемы раскупались мгновенно. После введения запрета на экспорт цены на топливо существенно снизились и, по мнению вице-премьера РФ Александра Новака, стали отражать рыночную конъюнктуру.