Правительство обязало нефтяников продавать больше топлива на бирже

Правительство обязало нефтяников продавать больше топлива на бирже
Фото: М.Стулов

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление об увеличении минимальной доли продажи бензина на бирже с 12% до 13%, дизеля – с 8,5% до 9,5%. Другими словами, теперь нефтяники обязаны будут продавать больше топлива на биржевых торгах.

Решение касается топлива 5-го класса и направлено на поддержание стабильной ситуации на внутреннем рынке бензина и дизеля.

"Продажа на бирже части топлива, производимого российскими нефтяниками, дает независимым автозаправочным станциям возможность приобретать его по рыночным ценам. Такой подход снижает риски монопольного ценообразования, поскольку многие доминирующие участники топливного рынка обладают собственной сетью заправок", – сказано в сообщении правительства.

Кроме того, рост норматива повысит гарантированный объем предложения на биржевых торгах и увеличит долю сделок, которые заключаются на конкурентных условиях, утверждает кабмин.

Цены на бензин и дизтопливо растут несколько недель подряд, обновляя максимумы. По итогам торгов 1 августа стоимость АИ-95 выросла на 1,25%, до 67721 за тонну, дизтоплива – на 1,87%, до 58198 за тонну.

Эксперт ИнфоТЭК, заместитель председателя правления ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев отметил, что решение пусть и позитивное для рынка топлива, но его может быть недостаточно.

"Это лучше, чем ничего. Но системно нужно поднимать норматив кратно, равняться на "Роснефть", которая часто поставляет на биржу 20% от своего топлива. Это – ориентир", – отметил Гусев.

Для решения проблемной ситуации на топливном рынке необходимы системные меры, считает Гусев. Среди них: решение вопросов с РЖД (около 30% декларируемых запасов топлива находятся в пути, сроки доставки увеличились в разы), увеличение объемов обязательных продаж на бирже до 25%, развитие срочного рынка, написание стратегии развития топливной отрасли и генеральная схема размещения АЗС, публикация в открытом доступе графиков ремонта НПЗ.

"Без этих мер мы так и останемся в режиме ручного управления, в котором существуем уже более 30 лет", –  добавил он.