Правительство Германии ищет в Казахстане нефть для завода PCK Raffinerie в Шведте

Правительство Германии ищет в Казахстане нефть для завода PCK Raffinerie в Шведте
Фото: www.pck.de

Германское правительство объявило, что намерено вести переговоры с Казахстаном по поставкам нефти на нефтеперерабатывающий завод PCK в Шведте мощностью 11,6 млн тонн в год по трубопроводу "Дружба". Сейчас основным сырьем для НПЗ, напрямую подключенного к "Дружбе", является российская нефть, однако из-за санкций ЕС вопрос с поставками сырья на завод остается открытым.

Эти идеи прозвучали после заявления о том, что дочерние компании "Роснефти" в Германии — Rosneft Deutschland (RDG) и RN Refining & Marketing GmbH — переданы по решению властей в доверительное управление Федерального сетевого агентства. Кабмин планирует таким образом обеспечить безопасность трех НПЗ — в Шведте, Карлсруэ и Фобурге-ан-дер-Донау — якобы "в свете угрозы безопасности энергоснабжения".

Однако угрозы безопасности энергоснабжения исходят не от "Роснефти", которая много лет обеспечивает стабильные поставки нефтепродуктов в Восточной Германии, а от санкционного режима самого Евросоюза, который уже привел к многократному росту цен на газ и электроэнергию.

Передача компаний "Роснефти" регулятору ФРГ и грядущее ограничение поставок российской нефти поставят под угрозу уже поставки нефтепродуктов и вряд ли нефть Казахстана сможет спасти Европу в этой ситуации.

Генеральный директор ИнфоТЭК Рустам Танкаев сообщил, что с технической точки зрения поставки казахстанской нефти по "Дружбе" возможны. Однако есть один момент – трубопровод "Дружба" находится на территории России, которая вряд ли будет рада инициативе Германии в отношении дочерних компаний "Роснефти".

"Технически это возможно, такого рода поставки были, они не являются экзотикой. Даже сейчас значительная часть нефти с Казахстана идет через территорию России. Ничего необычного в этом нет, всё зависит от того, как сейчас загружен трубопровод, а сейчас он загружен слабо, поэтому возможность для прокачки дополнительных объемов есть", – сказал Танкаев.

Танкаев заметил, что поставки могут идти через территорию Оренбургской области, где сосредоточена очень плотная сеть трубопроводов.

Но ситуация становится сильно сложнее на фоне заявлений правительства Германии о намерении передать нефтеперерабатывающий завод в Шведте под контроль государства, хотя он почти полностью принадлежит "Роснефти".

Танкаев подчеркнул, что при таком раскладе, когда незаконно изымают собственность российской компании, о поставках на завод казахстанской нефти по российскому трубопроводу не может быть и речи, как минимум до тех пор, пока у властей Германии не возобладает здравый смысл или "Роснефть" не получит компенсацию.

"До того момента, когда будут решены все вопросы с компенсацией, никаких поставок через территорию России казахской нефти не будет, это железно. Причем компенсацию не только чистой стоимости активов, но и упущенной выгоды", – добавил он.

По его словам, даже в случае выплаты компенсации, НПЗ в Шведте без "Роснефти" будут ждать тяжелые времена. Предприятие, которое управляет НПЗ, уже предупредило о возможных краткосрочных ограничениях в поставках сырой нефти по трубопроводу "Дружба".

Он заметил, что дальше возникает вопрос каким путем могут быть заменены поставки нефти. Эксперт подчеркнул, что это возможно, но в полном объеме завод заработать не сможет.

О возможных проблемах в работе НПЗ ранее предупреждала и сама "Роснефть". В начале августа компания отмечала, что акционеры нефтеперерабатывающего завода РСК Raffinerie GmbH (Германия) рассматривают различные варианты по использованию при переработке топлива отличных от российской марки Urals сортов нефти. Однако убытки предприятия от такой диверсификации поставок могут составить до 300 млн евро в год.

Танкаев отметил, что любой нефтеперерабатывающий завод, если он загружен менее, чем на 60%, будет убыточным. Кроме того, если НПЗ остановить, его нужно ставить на циркуляцию, поддерживать определенную температуру во всех технологических установках и трубопроводах, что также довольно накладно.

"Разумный выход только один – не трогайте собственность "Роснефти" и не мешайте ей работать", – подытожил он.