Потребление газомоторного топлива в России может вырасти в 5,5 раза к 2035 году

Потребление газомоторного топлива в России может вырасти в 5,5 раза к 2035 году
Фото: Газпром

Министерство представило довольно амбициозный проект Концепции развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) до 2035 года, в который заложены два сценария: целевой (ускоренное развитие ГМТ) и базовое (консервативное).

По целевому сценарию потребление природного газа в качестве моторного топлива в России к 2035 году может вырасти в 5,5 раза — с 2,52 млрд куб. м в 2024 году до 13,9 млрд куб. м. Даже в консервативном базовом варианте рост составит 3,8 раза — до 9,6 млрд куб. м.

Основной прирост обеспечат компримированный (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ). Потребление компримированного природного газа (КПГ) увеличится в 2,8 раза (до 6,22 млрд куб. м) в базовом сценарии и в 3,7 раза (до 8,42 млрд куб. м) в целевом, а сжиженного природного газа (СПГ) — в 6,5 и 10,3 раза соответственно (с 0,38 млн тонн до 2,46 и 3,91 млн тонн). Среднегодовые темпы роста потребления ГМТ составят 12–15% в базовом сценарии и до 18% в целевом.

Автомобильный транспорт, на который сегодня приходится 98% всего потребляемого газомоторного топлива, останется основным драйвером роста. Развитие инфраструктуры заправки ГМТ будет идти опережающими темпами: количество заправочных станций вырастет в 1,9 раза (до 2 213) в базовом варианте и в 2,3 раза (до 2 715) — в целевом.

В документе утверждается, что в 2024 году использование газа уже принесло значительный экономический и экологический эффект: предприятия сэкономили 86,3 млрд рублей на топливе, а выбросы парниковых газов сократились на 1,4 млн тонн. К 2035 году экологический эффект должен усилиться многократно: сокращение выбросов возрастет в 27 раз в базовом сценарии (до 38,2 млн тонн) и в 37 раз — в целевом (до 51,9 млн тонн).

Парк транспортных средств на ГМТ в России может вырасти с 380,6 тыс. в 2025 году до 1,32 млн единиц в 2035 году (целевой сценарий). В базовом варианте прогнозируется увеличение до 998 тыс. единиц, включая рост легкового транспорта с 375,8 тыс. до 985,2 тыс. единиц. В 2025–2035 годах планируется переоборудовать 369,5 тыс. единиц техники в базовом сценарии (включая 290 тыс. легковых и 31 тыс. грузовых автомобилей) и 525 тыс. единиц в целевом (включая 425 тыс. легковых автомобилей).

Для стимулирования перехода на газомоторное топливо правительство РФ рассматривает комплекс мер поддержки. Среди ключевых инициатив — субсидирование переоборудования техники с компенсацией части затрат предприятиям, льготный лизинг газомоторной техники с господдержкой, снижение транспортного налога для владельцев таких транспортных средств, освобождение грузовиков на ГМТ от платы в системе "Платон", а также от оплаты платных трасс и городских парковок. Дополнительно планируется софинансирование строительства газозаправочных станций в ключевых регионах.

Особое внимание уделяется развитию заправочной инфраструктуры с акцентом на федеральные трассы и крупные города. В числе предложений — размещение модульных и мобильных станций на сельских территориях и в городах с численностью населения до 50 тыс. человек. Для сельского хозяйства, где парк техники на ГМТ к 2035 году может увеличиться в пять раз (с 4,5 тыс. до 23,1 тыс. единиц), предусмотрено создание передвижных заправщиков для работы в полевых условиях.

В горнодобывающей отрасли планируется создание малотоннажных производств СПГ в регионах с высокой концентрацией карьерной техники, таких как Карелия, Коми, Хакасия, Забайкальский край, Белгородская и Оренбургская области. К 2035 году количество газодизельных карьерных самосвалов может вырасти с 140 до 3 тыс. единиц.

Для морского и речного транспорта к 2035 году прогнозируется увеличение парка судов на СПГ с 15 до 107 единиц, для чего будет создана сеть заправочных станций в ключевых портах, включая Мурманск, Архангельск, Владивосток и Астрахань. На железнодорожном транспорте число газотепловозов может вырасти с 14 в 2025 году до 149 в 2035 году, чему будет способствовать развитие экипировочной инфраструктуры и субсидирование переоборудования.