Российские поставки дизельного топлива на мировой рынок упали на 57% в первые дни после запрета экспорта.
По данным Vortexa, объем отгрузки дизтоплива упали с 21 сентября до примерно до 207 тыс. баррелей в сутки. Для сравнения: в период с 1 по 20 сентября отгружалось около 479 тыс. б/с.
Bloomberg отмечает, что даже специалистам рынка сложно с абсолютной уверенностью отфильтровать дизельное топливо от почти идентичного газойля, отгрузки которого не запрещены. По данным Vortexa, в целом поставки как дизельного топлива, так и газойля упали на 36%.
Несмотря на то, что поставки дизтоплива резко упали, общий объем экспорта нефтепродуктов из России в сентябре вырос на 7%, до 2,43 млн баррелей в сутки, что связано с ростом отгрузок нафты.
Экспорт нафты вырос на 64% в месячном исчислении, примерно до 560 тыс. баррелей в день — самого высокого уровня с марта. Основная часть грузов направлялась в Азию, а затем в Африку. Также, по данным Vortexa, на 19% вырос экспорт мазута, на долю которого приходилось почти треть общего объема поставок или 763 тыс. б/с. Поставки бензина снизились до 77 тыс. б/с, керосина до 29 тыс. б/с.
Россия не раскрывает официально данные о производственных показателях отрасли, производстве нефти и нефтепродуктов, а также объемах экспорта. Эти данные доступны только от западных аналитических компаний, таких как Vortexa, Kpler и Refinitiv.
Запрет экспорта топлива из России вступил в силу с 21 сентября 2023 года. Вице-премьер РФ Александр Новак накануне заявил, что запрет будет действовать "столько, сколько нужно" для стабилизации цен на внутреннем рынке. Оптовые цены на нефтепродукты на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже снижались в течение нескольких дней, однако сегодня на фоне запущенных в СМИ слухов о возможном послаблении ограничительных мер в отношении дизтоплива цены снова подросли. По итогам торгов АИ-92 вырос на 1,2%, до 56 151 руб., АИ-95 — на 1,65%, до 58 587 руб., летнее дизтопливо — на 5,8%, до 57 004 руб. за тонну.