Перспективы водородного экспорта РФ значительно ухудшились
Министерство энергетики РФ ухудшило прогноз по экспорту российского водорода. Как сообщает "Коммерсант", стрессовый сценарий программы развития низкоуглеродной энергетики РФ до 2030 года исключает из числа импортеров водорода Германию, Японию и Южную Корею, а также еще ряд стран, признанных недружественными. В связи с этим экспортный потенциал России по водороду снижен с 9,5 млн тонн до 4,5 млн тонн. Речь идет о так называемом "голубом водороде", который производится методом парового риформинга природного газа, и "зеленом", получаемом за счет электролиза с использованием энергии из возобновляемых источников.
При этом отмечается, что Япония и Южная Корея в перспективе могут проводить независимую политику в отношении России, а совокупный потенциал этих стран по спросу на водород оценивается в 3,7 млн тонн в год.
Россия на данный момент вообще не экспортирует водород, и вряд ли будет экспортировать (во всяком случае – в ближайшие годы). Руководитель Центра компетенций Национальной технологической инициативы "Новые и мобильные источники энергии" при ИПХФ РАН Юрий Добровольский пояснил ИнфоТЭК, что в первую очередь в водороде нуждаются развитые и энергодефицитные страны, такие, как та же Германия – но она уже признана недружественной страной.
"Если через несколько лет ЕС отменит санкции, европейский рынок водорода будет уже занят, будут налажены цепочки поставок водорода — без участия России", — говорит эксперт.
Потенциально в российском водороде заинтересованы КНР и Индия, однако у этих стран есть свои масштабные программы развития "зеленой" энергетики. Таким образом, у России, по словам Добровольского, остается единственная "водородная" цель — собственный рынок. В частности, электроэнергия, получаемая при помощи водорода, позволит "озеленить" российскую промышленность, снизив углеродный след производства металлургической продукции, аммиачных удобрений, нефтепродуктов и т. д.
"Кроме того, развитие водородного сектора принципиально важно для отечественной транспортной отрасли, — говорит Добровольский. — Постепенно электрокары и водородомобили будут замещать машины с двигателем внутреннего сгорания. И если электрокары — это решение для личного автотранспорта в городах, то автомобили, работающие на топливных элементах, использующих водород, будут востребованы в сфере общественного транспорта и междугородних перевозок".