Переговоры России и Пакистана по нефти и газу вновь не вышли за рамки деклараций
Очередное заседание межправительственной российско-пакистанской комиссии по торговле завершилось без прорывных решений в ключевой для обеих стран энергетической сфере. Вопросы поставок нефти, СПГ и модернизации пакистанских НПЗ, традиционно входящие в повестку, вновь остались на стадии обсуждения.
Несмотря на заявления о взаимной заинтересованности, стороны не смогли сдвинуться с мертвой точки в реализации конкретных проектов, следует из заявлений сторон.
По информации ИнфоТЭК, сложившаяся ситуация стала уже привычной: на нескольких последних заседаниях межправкомиссии диалог по энергоносителям также не приносил осязаемых результатов.
Министр энергетики, сопредседатель межправкомиссии по торговле России и Пакистана Сергей Цивилев заявил по итогам межправкомиссии только о сохранении интереса сторон к наращиванию поставок нефти (которые пока имеют нерегулярный характер и идут в сравнительно небольших объемах) и о желании начать поставки СПГ.
Кроме того, он сообщил, что российские нефтегазовые компании интересуются реализацией новых совместных нефтегазовых проектов в Пакистанцев сфере разведки и разработки месторождений углеводородов, а также модернизацией НПЗ для повышения эффективности действующего производства – увеличения глубины переработки нефти, снижения энергопотребления и воздействия на окружающую среду.
Переговорный процесс осложняется двумя основными факторами. Во-первых, Пакистан, ссылаясь на сложное экономическое положение страны, пытается добиться от России особых условий и значительных скидок на поставки энергоресурсов. Исламабад рассчитывает использовать тот факт, что Москва, находясь под давлением западных санкций, заинтересована в новых рынках сбыта.
Во-вторых, сами санкции создают серьезные практические препятствия. Они затрудняют логистику, платежные расчеты и страховку поставок, делая и без того сложную организацию торговли между географически удаленными странами еще более проблематичной.
Причины, по которым Россия продолжает вести этот сложный диалог, носят долгосрочный стратегический характер. Пакистан рассматривается Москвой как перспективный огромный рынок сбыта. Уже сегодня население страны составляет около 250 млн человек, а по долгосрочным прогнозам ООН, к середине века оно может приблизиться к 400 млн (а к концу 2100 года до почти полумиллиарда). Растущей экономике и населению потребуются энергоресурсы, топливо и технологии ТЭК, которые Россия готова предоставить.
Определенным окном возможностей для Москвы являются непростые отношения Пакистана с его соседом — Ираном, который теоретически также мог бы удовлетворить энергетические потребности Исламабада. Однако политические разногласия между двумя странами ограничивают это сотрудничество, оставляя простор для маневра для российских компаний.
Примечательно, что в этот раз на полях комиссии не упоминались амбициозные инфраструктурные проекты, которые активно обсуждались ранее.
Речь, в частности, идет о газопроводе "Пакистанский поток" и строительстве СПГ-терминалов.
Ситуация с трубопроводами упирается в региональную безопасность. Реализация таких проектов осложнена из-за затяжного конфликта Пакистана с Индией, через территорию которой Россия ранее рассматривала возможность транзита газа (аналогичные планы были и у Ирана).
Не только энергетика, но и другие направления экономического сотрудничества поставлены на паузу. В неопределенности находятся проекты по модернизации металлургического завода в Пакистане, локализации производства российских инсулинов и налаживанию регулярных грузопотоков по международному транспортному коридору "Север-Юг".
В итоге на межправкомиссии были подписаны только соглашения о намерении снизить технические барьеры во взаимной торговле, о взаимопонимании между антимонопольными ведомствами, а также между СМИ.