Site icon ИнфоТЭК

От инфраструктуры к транспорту: Минэнерго меняет подход к поддержке газомоторного топлива

Министерство энергетики России предложило изменить подход к поддержке развития в России транспорта на газомоторном топливе и увеличения потребления компримированного природного газа (КПГ) и сжиженного природного газа (СПГ). Ведомство предлагает вместо субсидирования строительства новых станций сосредоточиться на поддержке потребителей.

Первый замминистра энергетики России Павел Сорокин в Госдуме на обсуждении нового подхода заметил, что нужно оказывать поддержку производителям газомоторной техники (грузовиков, легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники), чтобы они обходились дешевле для потребителей. Еще одной мерой может стать дополнительное субсидирование лизинга. Все это совокупно может подстегнуть спрос на газомоторное топливо и обеспечить загрузку АГЗС.

"Надо очень активно работать с автопроизводителями и, скорее всего, менять систему поддержки производства газомоторной техники, уходить в поддержку потребителей, лизинга, чтобы был двойной контроль со стороны банков", – заметил он.

Сорокин напомнил, что Россия с 2018 года реализует программу субсидирования газомоторной отрасли, которая была сфокусирована на опережающей поддержке строительства газомоторной инфраструктуры. За это время количество газовых заправок выросло более чем в два раза, до 1670 единиц, в том числе 70 приходятся на КриоАЗС, которые заправляют СПГ. Однако метановые автомобили по-прежнему занимают всего полпроцента от общего автопарка в России.

Можно констатировать, отметил он, что базовая инфраструктура для газомоторного топлива уже создана (особенно для КПГ), поэтому можно перераспределить субсидии на другие направления (на поддержку спроса).

Сорокин рассказал, что сейчас загрузка на АГНКС составляет всего 33% [в 2000-х годах этот показатель составлял 15-25%], при этом заправки расположены очень хорошо, но потребители пока не горят желанием ими пользоваться. По действующей программе поддержки КПГ недобор субсидий составляет порядка 20%, что говорит об их низкой эффективности, по СПГ же ситуация другая – там этот показатель находится на максимальном уровне.

Потенциальный спрос газомоторного топлива превышает предложение более чем в два раза; объем потребления метана на транспорте с 2019 года вырос с 900 млн куб. м до 2,5 млрд куб. м. В дальнейшем объем потребления может увеличиться до 14 млрд куб. м до 2035 года по амбициозному прогнозу, по консервативному – до 8-10 млрд куб. м в год. Сорокин признал, что потенциал газомоторного топлива сосредоточен в первую очередь в СПГ с точки зрения снижения выбросов и экономического эффекта, так как это направление затрагивает прежде всего большегрузные перевозки.

"Мы видим большой потенциал для перевоза грузов из Средней Азии, тоже с использованием топлива СПГ <…> Мы говорим о транзите, перевозке грузов через Узбекистан, по направлению Север — Юг, с центральной России на юг, минуя страны СНГ и Центральной Азии и далее в Иран, Азербайджан", – сказал он.

Сейчас в России порядка 70 КриоАЗС и 23 малотоннажных СПГ-завода. В этом году будут построены еще минимум 8-9 заправочных объектов и два завода.

"Средняя цена СПГ на выходе с завода составляет 36 тысяч рублей на тонну. При этом это все равно экономически выгодно. Нам надо прекратить гнаться за лозунгами и смотреть на реальность. Производители СПГ, заправочные станции должны иметь возможность окупаться и желательно с минимальными субсидиями", – отметил он.

Сорокин заметил, что одной из мер оптимизации может стать снижение требований пожарной безопасности на КриоАЗС, что позволит в разы снизить обязательную площадь для заправки или СПГ-завода.

"Если тот же самый СПГ-завод будет занимать в четыре раза меньшую площадь, то никакая субсидия не нужна. То есть просто элементарно за счет более грамотного выстраивания мы можем дать толчок этому сегменту, сэкономить большое количество денег на CAPEX. Предлагаю это отразить в протоколе и проработать в максимально короткий период", – сказал Сорокин.

Exit mobile version