Россия, в отличие от большинства стран-экспортеров нефти, традиционно перерабатывала существенную часть нефти: в последние годы пропорция составляла примерно 50 на 50. Половина объемов шла на экспорт, половина — на НПЗ.
Большая часть нефтепродуктов России экспортировалась в ЕС в виде дизельного топлива. Сейчас же из-за санкций ситуация изменилась и реализовывать "дизель" на рынке Европы с каждым днем становится все сложнее. Более того с 5 февраля ЕС вводит эмбарго на поставку топлива на свой рынок.
Эти ограничения уже отразилась на состоянии нефтепереработки России. Министр энергетики России Николай Шульгинов говорил, Россия по итогам 2022 года, скорее всего, снизит переработку нефти на 8% — до около 262 млн тонн. По данным Росстата в сентябре к августу российские нефтяные компании сократили переработку на 4,2%, до 22,7 млн тонн. Год к году этот показатель снизился на 2,1%.
Тем не менее "Газпром нефть" недавно довольно позитивно оценила свои перспективы: компания планирует в 2022 году нарастить переработку нефти в России на 2,5% – до рекордных 41 млн тонн за счет модернизации Омского и Московского НПЗ. Кроме того, "Газпром нефть" намерена в 2023 году сохранить рекордный уровень переработки 2022 года, несмотря на эмбарго.
Эксперт ИнфоТЭК, заместитель председателя правления ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев @oilfly считает, что будущее России лежит в области переработки нефти.
"Это единственно возможный вариант. У нас транспортировка на восток ограничена. Быстро построить трубы невозможно, и всем понятно, что эффективнее вести на Дальний Восток дизель, а не нефть. Также можно поставлять его в центральную Азию, тот же Афганистан, Китай", — заметил эксперт.
Гусев считает, что компании будут в дальнейшем стараться перерабатывать как можно больше нефти.
"Нефтепродукты дороже, чем нефть, а стоимость транспортировки на них влияет меньше, чем на сырье", — отметил он.
Что касается возможности поменять корзину выпускаемых на НПЗ товаров, то эксперт заметил, что России будет сложно уйти от производства "дизеля". По его словам, в случае, если спрос на ДТ будет сокращаться, это может стать мотивацией для компаний уйти в глубокую нефтехимию и начать строить дизельные установки для пиролиза.
"Нефтехимия — наше все. Идеальный вариант это 100% переработка и уход в нефтехимию", — подытожил Гусев.