Нефтяной рынок открывает окно возможностей для новых игроков

Нефтяной рынок открывает окно возможностей для новых игроков
Фото: Shutterstock

Пока западные страны страдают от недоинвестирования нефтегазовой отрасли из-за их курса на зеленую энергетику, Саудовская Аравия объявила о намерении потратить более $769 млрд на проекты в энергетическом секторе до 2030 года.

Министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бен Сальман заявил, что планируется создание новых возможностей для экспорта нефти и нефтепродуктов в Рас-эль-Хайре, расширение портов в Эль-Джубайле и Янбу. Все это будет способствовать запланированному росту добычи до 13 млн баррелей в сутки к 2030 году.

Российские компании также продолжают активно инвестировать в новые проекты и технологии. "Газпром", например, объявил о рекордных капвложениях на 2023 год – 2,3 трлн рублей (+302 млрд год к году), "Новатэк" активно вкладывается в реализацию СПГ-проектов, а "Роснефть" реализует мега-проект "Восток Ойл".

Замглавы "Газпром нефти" Вадим Яковлев еще в 2021 году говорил, что Россия будет занимать место мейджоров, которые постепенно уходят с рынка, увлекшись зеленой энергетикой. Глава "Роснефти" Игорь Сечин при этом вообще сравнил роль России с Ноевым ковчегом мировой экономики.

"В этих условиях важен ответ на вопрос: где он, Ноев ковчег мировой экономики? Россия с ее энергетическим потенциалом и портфелем первоклассных проектов, таких как "Восток Ойл", может обеспечить долгосрочные потребности мира в доступных энергоресурсах и, безусловно, и есть этот спасительный ковчег", — говорил он в середине этого года на ПМЭФ.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович считает, что в дальнейшем на рынке могут поменяться не только игроки, но и сами правила игры. При этом пока будущее нефтяной отрасли остается крайне туманным.

"Перестройка правил игры не исключена, мы сейчас наблюдаем историю с ценовыми потолками. Да и в целом энергетическая война против России является явным нарушением правил. Например, если вы купили актив в Европе, то выясняется, что его могут просто национализировать, как это случилось с НПЗ "Роснефти". Где гарантии, что ваш объект останется у вас или что вам не ограничат цену?" — отметил эксперт.

При этом потребность в нефти сохранится, как минимум до середины века, пик потребления еще далеко не пройден, хотя многие агентства утверждали, что его стоит ждать в 2019 году.

Поэтому отрасли и нужны инвестиции, считает Митрахович.

"Инвестиции нужны и это понимают многие. Об их росте объявила не только Саудовская Аравия, но, например, и Канада, несмотря на весь свой зеленый курс. Нефть еще долго будет нужда и она требует пару-тройку десятилетий инвестиций", — добавил он.

Что касается рынков, то эксперт считает, что европейский нефтегазовый рынок, скорее всего, будет деградировать, однако североамериканские компании могут сохранить былую хватку: как в добыче, так и в технологиях.

При этом в США ситуация может развиваться в диаметрально разных направлениях, так как линия администрации в этом вопросе развивается непоследовательно: то она делает все возможное для развития зеленой энергетики и отменяет нефтегазовые проекты, то наоборот просит нефтяников увеличить добычу.

Тем не менее, для компаний из России и Китая в будущем может открыться окно возможностей, и они смогут занять существенную нишу в технологическом сегменте рынка.

"Появляются альтернативы у китайцев, они будут делать свои технологические решения. России также нужно заботиться о создании своих технологий, особенно в условиях ограничений, может быть будут кооперации с Китаем и арабскими странами", — отметил он.