Налоговые новшества за последние 3 года изъяли из нефтянки 1,5 трлн руб. инвестресурсов

Налоговые новшества за последние 3 года изъяли из нефтянки 1,5 трлн руб. инвестресурсов
Фото: Е.Разумный

Повышение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в последние годы серьезно мешает ее развитию. Только с 2020 по 2023 год было принято более 20 повышающих налоговую нагрузку изменений законодательства, что привело к изъятию из отрасли более 1,5 трлн рублей инвестиционных ресурсов, считает зампред Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.

По его мнению, сохранение прибыльности нефтяных компаний – результат жесткого менеджмента и внешней конъюнктуры, которая так же весьма переменчива и которую системно уничтожают с помощью санкций, но "их ресурсы на исходе".

Так, в 2022 году налоговая нагрузка (доля налогов в финансовом результате по данным ФНС) нефтяной отрасли составляет 78% (с учетом затрат на транспорт, энергию и кредиты общий уровень изъятий превышает 90%), отмечает Делягин. В то же время по данным ФНС налоговая нагрузка производителей минеральных удобрений составляет 26%, угольных компаний и финансового сектора – 29%, электроэнергетики – 42%, металлургии и трубопроводных монополий – 46%, связи и интернета – 48%, добычи алмазов и драгметаллов – 49%. Даже в газовой отрасли налоговая нагрузка ниже, чем в нефтяной – 69%.

"При этом принцип универсальности налоговой системы не работает только для нефтяников, только для них действует изъятие дополнительных доходов (через НДПИ и НДД), возникающих в том числе при улучшении макроэкономических условий. Компаниям же других отраслей разрешены сверхдоходы, о которых Минфин великодушно забывает", – отметил Делягин.

Депутат Госдумы отметил, что в дальнейшем Минфин намерен увеличить поступление доходов в бюджет от нефтяной отрасли "за счет расчетных цен на нефть в целях налогообложения, в который будут включаться не только доходы нефтяников, но и предполагаемые расходы на ее транспортировку".

Делягин напомнил, что сейчас цену российской нефти для налогообложения рассчитывает британская Argus, однако цена определяется в портах, в которые она уже давно не поставляется, "то есть откровенно фантазийным образом".

"В результате цена нефти для налогообложения определяется и альтернативными способами: на основе цены нефти в российских портах, увеличенной на оценочную стоимость несуществующего фрахта в Европу (куда установлен запрет на вход танкеров с российской нефтью), либо цены смеси Brent со скидкой $20 за баррель. С 1 января 2024 года англичане вроде бы прекращают рассказывать Минфину свои высокооплачиваемые сказки (хотя представители Минфина весьма неоднозначно отвечают на прямые вопросы об этом), но тот намерен сохранить альтернативные методики, либо сократив скидку с Brent до $15 за баррель, либо продолжая приписывать в доходы нефтяников цену перевозки нефти (да еще и в порты, в которые она гарантированно не перевозится)", – отметил Делягин.

Кроме того, депутат Госдумы обратил внимание, что цена нефти устанавливается в долларах, даже если оплата осуществляется в "дружественных" валютах, что "объективно заинтересовывает Минфин в дальнейшей девальвации рубля, увеличивающей номинальные доходы".

Возможность же применения единственно разумного из называемых Минфином способа оценки нефти – на основе цены Санкт-Петербургской биржи (не само применение, а только его возможность!) – перенесена на 2025 год, подчеркнул Делягин.

"Использовать же для налогообложения реальные цены российской нефти на основных рынках сбыта (Индии и Китая) на основе котировок в Дубае Минфин, похоже, даже не предполагает. Он, насколько можно судить, намерен использовать вымышленные данные по поставкам, которые в реальности не осуществляются, что открывает широчайшие возможности для произвола – и, соответственно, организации новых топливных кризисов в России", – отметил депутат.