Россия прорабатывает три варианта ответа на введение предельного уровня нефтяных цен. Сценарии обсуждаются в правительстве и администрации президента, сообщают "Ведомости" со ссылкой на два источника, близких к правительству.
Во-первых, может быть введен запрет на продажу российской нефти странам, которые непосредственно ввели потолок цен (государства Евросоюза и Большой Семерки). Причем речь идет не только о прямой продаже, но и о торговле через посредников. Второй сценарий: запрет на продажу нефти любой стране в случае, если в контракте прописан предельный уровень цены. И наконец третий вариант: введение максимальной скидки для продажи российской нефти экспортного сорта Urals к Brent. При этом, если дисконт увеличивается, продажа запрещается.
По данным "Ведомостей", пока ни один из сценариев не одобрен. Как говорит один из источников, не исключены и другие варианты, либо их сочетание.
С 5 декабря ЕС, Австралия, Япония, США и Великобритания ввели запрет для своих компаний на оказание транспортных, финансовых и страховых услуг в отношении танкеров, перевозящих нефть из РФ по цене выше согласованного уровня, который пока устанавливается на уровне $60 за баррель. Предполагается, что и другие страны не должны закупать у России нефть по цене выше указанной.
Однако такой крупный покупатель российского сырья, как Индия, заявил, что не намерен придерживаться условий ценового потолка. Более того, министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар в понедельник заявил, что Евросоюз не вправе указывать другим странам, могут ли они покупать российскую нефть.
"Давайте очень четко обозначим факты. В период с 24 февраля по 17 ноября ЕС экспортировал больше ископаемого топлива из России, чем десять любых отдельно взятых стран. Европа закупила в шесть раз больше российской нефти, чем Индия, а газа — в бесконечное количество раз больше", — сказал глава индийского МИД, добавив, что Европа закупает и на 50% больше угля, чем Индия.
По мнению Джайшанкара, ЕС должен прекратить требовать от других соблюдения условий, которые не выполняет сам. Собственные энергетические потребности Европа обеспечила, что, по словам министра, вполне понятно. Непонятно, однако, почему ЕС требует не делать то же самое от Индии.