Минфин не увидел связи между топливным кризисом и корректировкой демпфера

Минфин не увидел связи между топливным кризисом и корректировкой демпфера
Фото: А. И. Нагаев

В сентябре Россия пережила довольно ощутимую волатильность на внутреннем рынке топлива: цены в опте взлетели до рекордных величин, что довольно быстро отразилось сначала на мелком опте, а затем и на стоимости бензина и дизеля на заправках независимых сетей АЗС. При это крупные нефтяные компании, несмотря на отрицательную маржу розницы, старались держать цены стабильными, выполняя рекомендацию кабмина.

6 октября правительство объявило о ряде мер на рынке топлива, которые стабилизировали рынок и снизили цены как на бирже, так и на АЗС.

Среди этих мер: частичная отмена экспорта топлива, введение заградительной экспортной пошлины в 50 тыс. рублей за тонну на бензин и дизель для перекупщиков, а также отмена корректировки демпфера, которая начала действовать с сентября.

Последнюю меру в отрасли считают одной из самых главных, способных обеспечить долгосрочное стабильное состояние рынка. В частности, об этом говорили глава "Газпром нефти" Александр Дюков, а также отраслевые чиновники из Минэнерго и правительства. Более того, ранее многие эксперты и отраслевые игроки называли корректировку демпфера основной причиной топливного кризиса.

Минфин после долгого молчания решил ответить на эти обвинения.

Замминистра финансов Минфина Алексей Сазанов в интервью газете "Ведомости" отметил, что фактически пусть демпфер и был снижен с 1 сентября, но выплата по нему осуществляется только в октябре. Топливо же начало дорожать еще с июля.

"Поэтому увязывать подорожание с изменениями демпфера, на мой взгляд, не совсем корректно. В первую очередь надо смотреть на процессы, которые происходили на внутреннем рынке. Если анализировать статистику, невооруженным глазом видно, что если в 2021 г. за семь месяцев объем дизеля для получения демпфера был заявлен в размере 21,1 млн т, то за семь месяцев 2023 г. – уже 28,7 млн т", – отметил он.

Такая статистика говорит о том, что предложение дизеля на рынке России должно было увеличиться на 30%, однако этого не произошло.

Вместо этого перекупщики начали продавать дизельное топливо на внешних рынках, отметил он.

"На мой взгляд, именно в этом главная причина роста цен, а не в корректировке демпфера", – сказал Сазанов.