Минэнерго не поддерживает очередной запрет экспорта бензина
Минэнерго России на текущий момент не видит потребности в очередном запрете экспорта бензина.
"Минэнерго придерживается рыночных принципов ценообразования и баланса спроса и предложения на внутреннем рынке. Министерство в ежесуточном режиме проводит мониторинг ситуации с топливообеспечением и готово принимать оперативные меры при необходимости", — сообщил представитель Минэнерго газете "Известия".
В Минэнерго уверены, что сейчас предпосылок для роста цен в рознице выше инфляции нет.
Информация о том, что правительство рассматривает возможность введения запрета на экспорт бензина появилась в медиапространстве после того, как в начале января в результате поломки оборудования остановилась одна из технологических установок на НПЗ "Лукойла" в Нижнем Новгороде. Однако официального подтверждения того, что мера обсуждается не было.
Эксперт ИнфоТЭК, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев считает, что в текущей ситуации в запрете экспорта бензина нет особого смысла, хотя правительство может в любой момент использовать этот инструмент при необходимости.
"В прошлом году впервые за много лет был использован запрет на экспорт топлива. В тот момент рост цен на нефтепродукты оптовом сегменте продолжался достаточно долго, был высокий сезон и рентабельности реализации топлива на АЗС уже давно не было видно. Параллельно на эту ситуацию наложились изменения фискальной политики государства (сокращение топливного демпфера на половину — прим. ред.) Сейчас, безусловно, мы понимаем, что этот инструмент есть и правительство готово его использовать в нужный момент. Но пока я не вижу в этом смысла", — сказал Гусев.
На фоне новостей про снижение выпуска бензина на Нижегородском НПЗ "Лукойла" с просьбой вернуть запрет на экспорт бензина выступили грузоперевозчики. С такой инициативой к президенту Владимиру Путину обратилась ассоциация "Грузавтотранс". По их мнению, принятые осенью 2023 года меры по урегулированию ситуации на топливном рынке, в том числе запрет на экспорт нефтепродуктов до полного насыщения российских потребителей, были временными и не принесли результатов в долгосрочной перспективе.
Гусев считает данную инициативу грузоперевозчиков не более, чем хайпом.
"Если говорить о заявлениях грузоперевозчиков, то есть адекватные инструменты хеджирования ценовых рисков, которые должны использовать покупатели, во-вторых есть метан, в-третьих, обязательства не могут быть односторонними. Где встречные обязательства перевозчиков, что они готовы зафиксировать стоимость своих услуг? Мы от них этого не слышим, как и точных данных какова доля топлива в структуре себестоимости грузоперевозки. Поэтому тот хайп, который поднят сегодня грузоперевозчиками, никоим образом не должен привести к запрету экспорта, равно как и авария на НПЗ "Лукойла", — добавил он.