Site icon ИнфоТЭК

Малая гидроэнергетика в России в ближайшие годы будет расти высокими темпами

Россия имеет большие перспективы развития рынка малой гидроэнергетики (МГЭС), в том числе за счет высокого уровня локализации и наличия собственных инженерной школы и производственных мощностей.
Понимают это и компании. Например, "Русатом сервис", который входит в Росатом, уже заявил о планах начать строить гидроэлектростанции малой мощности. "Как приоритетное и наиболее интересное направление мы обозначили для себя производство электроэнергии на малых гидростанциях — мощностью до 30 МВт. На сегодняшний день это является относительно свободной нишей", — отмечал генеральный директор "Русатом сервис" Евгений Сальков.

Тем не менее, на прошлой неделе стало известно, что по итогам ежегодного конкурса ДПМ ВИЭ — солнечных, ветряных и малых гидроэлектростанций — был отобран 41 проект, и ни один из них не пришелся на МГЭС.
Заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев рассказал, что пик развития малой гидрогенерации в Европейской части России пришелся еще на 1950-60-е гг., когда ГЭС мощностью до 3-5 МВт строились на небольших реках и использовались для энергоснабжения ближайших сел и поселков.

"В 1970-х гг. централизация энергоснабжения привела к тому, что потребителей перевели на снабжение от крупных ТЭС и ГЭС, а многие из малых гидроэлектростанций оказались заброшены, плотины и здания разрушились", — заметил он. Интерес к малым ГЭС вернулся в 2010-х гг., на фоне роста цен на электроэнергию и тарифа электросетей.

"Интерес к малой гидроэнергетике растет, но есть и сложности, связанные с тем, что каждый такой проект — индивидуальный и многое зависит от месторасположения МГЭС, готовности местных властей к сотрудничеству с инвестором. И, конечно, многие проекты МГЭС отличаются высокой (в сравнении, например, с СЭС) капиталоемкостью. Но они в любом случае очень перспективны", — добавил он.

Среди преимуществ эксперт выделил возможность для работы МГЭС мощностью менее 25 МВт на розничном рынке. Это означает, что они не должны будут платить высокий тариф за использование сетей, предлагая потребителям электроэнергию по более низкой (чем участники оптового рынка) цене. Вторым положительным фактором для развития МГЭС является высокий уровень локализации и наличие собственных инженерной школы и производственных мощностей.

"На мой взгляд, мы можем очень быстро выйти на полную локализацию в отличие от ветряков и солнечных электростанций", — подчеркнул Кондратьев.

В развитии малой гидрогенерации особенно могут быть заинтересованы небольшие города и сельские населенные пункты, удаленные от магистральных электросетей, так как эти проекты позволят снизить стоимость электроэнергии для конечных потребителей, а в ряде случаев — обеспечить электричеством новые объекты или населенные пункты. Более того такие проекты сейчас иногда оказываются окупаемыми даже без использования механизма отбора по ДПМ.

"Это перспективное направление и, на мой взгляд, малая гидроэнергетика в ближайшие годы будет расти довольно высокими темпами, в том числе и из-за статуса "зеленой" энергетики", — подчеркнул эксперт.

По его словам, для ряда инвесторов это может быть очень важно, особенно если они намерены продавать производимую продукцию на внешних рынках, которые предъявляют соответствующие требования.

Exit mobile version