Кузбасс и Якутия заявили о сложностях с транспортировкой угля
Фото: СУЭК

Кузбасс и Якутия заявили о сложностях с транспортировкой угля

Экспорт угля с Кузбасса в 2022г по восточному направлению может сократиться год к году на 40%, от планового уровня — на 45% (с плановых 58 млн тонн до 32 млн тонн). По словам замгубернатора Кемеровской области Андрея Панова, в первые пять месяцев текущего года поставки угля на Восток уже сократились на 23%, а в первой половине июня в этом направлении было поставлено на 20% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Уже сейчас на кузбасских складах скопилось 19 млн тонн угля, которые нельзя вывезти.

Панов отметил, что с 1 июня компания РЖД отменила понижающие коэффициенты на экспорт угля и дальность перевозок, что в первую очередь ударило именно по Кузбассу.

«Мы находимся в середине страны, и дальность расстояния для нас очень важна. В результате рост тарифов на перевозку энергетического угля у нас составил до 68%, а для коксующегося угля — до 46%. При этом для всех остальных грузов эффект составил порядка 11%», — сказал Панов в ходе совещания по развитию инфраструктуры Восточного полигона железных дорог.

Причем произошло это на фоне дисконта в 50-60%, который применяется в отношении российского угля в связи с санкциями, и подорожания фрахта судов в два-три раза. Панов предупредил, что такая ситуация неизбежно приведет к существенному снижению добычи, массовому увольнению шахтеров, сокращению налоговой базы и «тяжелым социальным последствиям».

По словам замгубернатора, Кемеровская область настаивает на возврате правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре. Если же сейчас сделать это невозможно, Панов предложил ограничить срок отмены правил тремя месяцами, но при этом проанализировать эффективность приостановки их действия, оценить влияние на структуру и направления перевозок.

Со схожими проблемами столкнулась Якутия. Министр промышленности и геологии республики Максим Терещенко заявил в понедельник в ходе совещания в Совете Федерации, что добыча угля в Якутии существенно превышает возможности по его вывозу: в текущем году регион сможет вывезти лишь 36-38 млн тонн при запланированной добыче в 50 млн тонн. При этом в перспективе Якутия может производить до 80 млн тонн угля — при наличии возможностей вывоза.

По словам Терещенко, якутский уголь может использоваться для электрификации железных дорог, в частности, для энергообеспечения Восточного полигона.

«Не думаю, что РЖД будут настаивать на продлении отмены правил недискриминационного доступа, компания сама не заинтересована в каких-то ограничениях, — сказал ИнфоТЭК доктор экономических наук Игорь Николаев. — Однако это может не решить проблему угольщиков, ситуация гораздо сложнее».

Эксперт указывает, что основной восточный потребитель российского угля — Китай — последовательно наращивает собственное производство этого энергоресурса и сокращает импорт. По данным китайского Национального бюро статистики, добыча угля в мае выросла год к году на 10,3%, до 370 млн тонн, тогда как импорт сократился на 2,3% и составил 20,55 млн тонн. За первые пять месяцев текущего года КНР увеличила производство угля на 10,4%, до 1,81 млрд тонн, тогда как импорт сократился на 13,6%, до 96 млн тонн.

«Проблема может возникнуть именно со спросом, так что нужно тщательно просчитывать экономику угольного экспорта», — сказал Николаев.

Ранее ИнфоТЭК писал, что угольные компании обратились за господдержкой в связи антироссийскими санкциями. В частности, угольщики просят расширить инфраструктуру: БАМ, ж/д-инфраструктуру в Хабаровском крае, что позволит увеличить отгрузку угля в порту Ванино, и увеличить пропускную способность переходов на границе с Китаем.