Крутаков: Минфин ошибся с корректировкой демпфера, вызвав скачок цен на топливо
Ошибочное решение Минфина о корректировке демпфирующего механизма с 1 сентября привело к разбалансировке топливного рынка РФ и вызвало скачок внутренних цен на нефтепродукты, считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков.
Минфин накануне сообщил, что выплаты нефтяным компаниям за сдерживание внутренних цен на топливо в январе-сентябре 2023 года уже превысили 1,1 трлн руб, отметив, что в сентябре 2023 года по сравнению с августом выплаты выросли на 60,7%, до рекордных 298,7 млрд руб.
"Важный нюанс, случайно "забытый" в этом расчете: благодаря Минфину выплаты по демпферу за сентябрь для нефтяных компаний сократятся практически в два раза. И эта сумма пока что не добавлена в расчеты Минфина и будет отражена только в данных за октябрь. Факт состоит в том, что ошибочное решение Минфина (которое уже признало правительство) уполовинить демпферные выплаты в том числе привело к разбалансировке топливного рынка РФ и вызвало скачок внутренних цен на нефтепродукты", — сказал Крутаков.
Крутаков отметил, что объявленные компенсации "не являются заслугой Минфина", а все выплаты по демпферу идут "как часть возврата из выплачиваемого нефтяниками же НДПИ в бюджет страны".
"Возвращаясь к тем же данным, опубликованным Минфином в среду, можно легко посчитать, что в январе-сентябре нефтяники выплатили в бюджет РФ 5,038 трлн рублей налога на НДПИ. Таким образом, в виде демпфера государство вернуло компаниям лишь 22,6% от этой суммы. А если учесть таможенные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов, которые за девять месяцев составили 262 млрд рублей, то это соотношение будет еще меньшим", — добавил он.
Крутаков также отметил, что при этом НДПИ взимается только с добывающих компаний, а эффект от демпферных выплат для сдерживания внутренних цен получают все сбытовые компании. "То есть вертикально-интегрированные компании (ВИНК) за свой счет субсидируют так называемые независимые сети АЗС", — подчеркнул он.
Кроме того, объем экспортных поставок нефтепродуктов сильно разнится. У "Лукойла" и "Сургутнефтегаза", например, он значительно выше, чем у остальных участников рынка. Доля продаж нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже также разнится. По бензинам доля "Лукойла" составляет 13,8% от собственного производства, доля "Газпром нефти" – 13,3%, "Сургутнефтегаза" – 13,1%, "Роснефти" – 23,5%. По дизтопливу соответственно: 9,4%; 9,2%; 9,7% и 21,8%. Общая доля биржевых продаж "Роснефти" по бензинам достигает 39%, по дизтопливу – 40%, по мазуту – 68%.
"Фактически, демпфер в одинаковом объеме получают и те компании, которые ориентированные на обеспечение на внутренний рынок, и те, которые стремятся максимизировать свои доходы за счет экспортных поставок", — добавил Крутаков.
С 21 сентября в России введен запрет на экспорт топлива для всех участников рынка.
Ранее вице-премьер РФ Александр Новак сообщал, что правительство РФ выработало две системные меры для стабилизации внутреннего топливного рынка. Первая из них: корректировка топливного демпфера за счет повышения коэффициента, который был снижен вдвое с 1 сентября, вторая: повышение пошлин на экспорт нефтепродуктов для перекупщиков топлива с 20 тыс. до 50 тыс. за тонну, а возможно и полный запрет экспорта топлива для этих участников рынка.