Китай стремительно развивает мощности по производству электромобилей и совершенствует технологии. В 2022 году в КНР было продано почти 7 млн электромобилей собственного производства (почти 26% от продаж в стране), что на 54% больше, чем в предыдущем году.
В 2023 году производство в Китае вырастет на 25,7% и достигнет уже 8,8 млн единиц (37% от продаж).
Электромобили китайского производства быстро завоевывают и мировой рынок. Китай в 2022 году экспортировал более 3 млн единиц, большинство из которых — электромобили. Это сделало страну вторым по величине экспортером после Японии.
На протяжении истории автомобильной промышленности европейские, особенно немецкие, компании доминировали в разработке и производстве автомобилей. В Китае до сентября 2022 года продавалось более половины иностранных транспортных средств, несмотря на усилия страны по развитию автомобильной промышленности.
Американский журнал The National Interest пишет, что переход на электромобили предоставил Китаю возможность совершить прорыв как в доле рынка, так и в технологиях. И уже сейчас китайские бренды, известные своими экономичными и инновационными решениями в области информационно-развлекательных систем и интеллектуального вождения, набирают популярность как внутри страны, так и во всем мире.
Даже с прекращением субсидирования в конце 2022 года продажи электромобилей в Китае продолжили расти выше прогнозов государства. Напомним, что рост рынка электромобилей в значительной степени был обусловлен субсидиями. Однако с 2020 по 2022 годы они начали сокращаться: на 10, 20 и 30 п.п. каждый год, и к концу 2022 года были полностью прекращены.
Европейские производители автомобилей, напротив, в основном имеют опыт производства автомобилей внутреннего сгорания и полагаются на создание комплектующих для двигателей.
Китай же сейчас перетягивает на свой рынок и ведущих мировых производителей автомобилей. Например, немецкие компании Mercedes и BMW рассматривают возможность переноса своих европейских производственных линий в Китай из-за преимуществ страны в технологиях производства электромобилей и выгодных логистических цепочек.
Volkswagen недавно объявил о выделении инвестиций в размере $700 млн в Xpeng (китайский производитель электромобилей, который выпускает в том числе гибридные и аккумуляторные авто). Партнерство направлено в том числе на создание двух новых моделей электромобилей для европейской компании.
"Это недавнее событие подчеркивает рост Китая в секторе электромобилей и его растущее доминирование, что означает значительный сдвиг в мировой автомобильной промышленности", – пишет The National Interest.
Постепенная потеря странами Европы доминирующего положения на рынке автомобилестроения может привести и к экономическим проблемам в ЕС. В той же Германии отрасли, связанные с автомобилями, обеспечивают более 460 тыс. рабочих мест, что составляет 17% рабочей силы страны и порядка 20% ВВП. Чтобы конкурировать с китайскими производителями электромобилей, Германия и Япония должны реконструировать и реорганизовать свои устоявшиеся цепочки поставок. Однако, по словам генерального директора Stellantis Карлоса Тавареса, стоимость производства электромобилей в Европе примерно на 40% выше, чем в Китае.
В результате китайские электромобили могут представлять серьезную угрозу для европейских автопроизводителей, а конкуренция с ними может привести европейские компании к потере годовой прибыли в размере $7 млрд к 2030 году.