"Казтрансойл", казахстанский оператор магистральных трубопроводов, нарастил в апреле к марту поставки нефти из порта Актау в Баку на 75%: с 87 тыс. тонн до 152,4 тыс.
В целом, объем транспортировки казахстанской нефти на экспорт из порта Актау вырос на 60,5 тыс. тонн к марту 2023 года, или на 24% –
до 312,6 тыс. тонн.
Компания напомнила, что в 2022 году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил увеличить транспортировку нефти по Транскаспийскому коридору. "В соответствии с данным поручением "Казмунайгаз" и государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR заключили соглашение, предусматривающее транспортировку 1,5 млн тонн нефти с месторождения Тенгиз в год в направлении нефтепровода "Баку – Тбилиси – Джейхан", – напомнили в "Казтрансойле".
ИнфоТЭК подробно рассматривал, почему Казахстану и иностранным инвесторам добычных проектов Кашаган, Тенгиз и Карачаганак невыгодны поставки по маршруту Актау-Баку.
Основные причины — удлинение транспортного плеча и высокие тарифные ставки. Актау-Баку — это уже шестой нефтяной экспортный маршрут Казахстана, но при этом он самый протяженный (от Актау до Джейхана 2 100 км, по КТК до Новороссийска — 1 511 км) и самый дорогостоящий (до $100 за тонну нефти, тариф на КТК — $38,4).
По оценкам ИнфоТЭК, акционеры системы Баку — Тбилиси — Джейхан за счет объемов прокачки в 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год получат доход до $120 млн (не считая налоги и другие отчисления). А акционеры КТК, в том числе ключевые участники проектов Тенгиз (Chevron и ExxonMobil), Кашаган (Eni, ExxonMobil, Shell) и Карачаганак (Shell, Eni, Chevron), при снижении объемов прокачки в Новороссийск недосчитаются по максимуму около $60 млн годовых доходов.