Казахстан использует жд и нефтепровод через Баку для диверсификации поставок нефти

Казахстан использует жд и нефтепровод через Баку для диверсификации поставок нефти
Фото: REUTERS/Shamil Zhumatov

Казахстан в условиях постоянных ограничений поставок нефти через терминал "Каспийского трубопроводного консорциума" (КТК) в Новороссийске ищет способы диверсификации экспортных маршрутов.

С прошлого года терминал в Новороссийске, через который Казахстан отгружает до 80% своей нефти на мировой рынок, преследует череда неудач: разлив нефти, поломки причальных устройств, претензии российских надзорных органов и даже найденные фугасы времен Великой Отечественной войны — постоянно препятствовали стабильным поставкам нефти. Сейчас пропускная способность КТК также временно ограничена из-за очередных поломок.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству найти варианты альтернативных маршрутов, чтобы сократить свою зависимость от России. В частности, президент поручил двукратно, до 20 млн тонн в год, увеличить объемы транспортировки нефти через порты Актау и Курык, расположенные на побережье Каспийского моря.

Правительство Казахстана сегодня озвучило и другие варианты диверсификации. В частности, с 2023 года планирует начать экспорт 1,5 млн тонн нефти в год через нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД), заявил премьер-министр республики Алихан Смаилов. В дальнейшем этот объем планируется довести до 6-6,5 млн тонн.

В то же время компания "Тенгизшевройл", которая ведет разработку нефтегазовых месторождений Тенгиз и Королевское, увеличила закупку вагонов-цистерн для экспорта нефти по железной дороге и уже начала отгрузку в направлении Батуми и Узбекистана, отметил Смаилов.

"По всем направлениям нами работа соответствующая ведется и совместно с нашими недропользователями, и совместно с нашими коллегами в соседних странах. Кстати говоря, с их стороны есть полное понимание и поддержка в этом вопросе. Они готовы предоставить свои транзитные возможности и готовы сотрудничать с Казахстаном по этим вопросам", — цитирует Смаилова "Интерфакс".

При этом Смаилов отметил, что неполадки на КТК не скажутся на объемах экспорта нефти из Казахстана в этом году.

"В целом, учитывая, что у нас на Кашагане был ремонт, связанный с аварией газосепарационной установки, а также в связи с тем, что был ремонт на Оренбургском ГПЗ — соответственно, Карачаганакское месторождение чуть уменьшило добычу жидких углеводородов и газа — этот ремонт на КТК не сказался на возможностях экспорта", — сказал Смаилов.

Ранее Казахстан планировал экспортировать 69 млн тонн нефти в этом году. С учетом того, что КТК прокачивает около 80% казахстанской нефти, найденные варианты диверсификации поставок пока смогут обеспечить транзит лишь малой части объемов. Впрочем ожидается, что ремонт КТК завершится в ближайшие две-три недели. Однако как долго он сможет функционировать до очередного инцидента — прогнозов никто не даст.