Германия пообещала другим странам доступ к своим СПГ-терминалам
Страны ЕС, не имеющие выхода к морю, смогут получать газ через немецкие СПГ-терминалы после завершения строительства. Такое заявление сделал канцлер ФРГ Олаф Шольц. По его словам, газовая сеть Евросоюза должна быть доступна всем.
"Мы должны помогать друг другу, — сказал Шольц в ходе пресс-конференции перед встречей со словакским премьером Эдуардом Хегером. — Германия решила создавать инфраструктуру, чтобы мы могли импортировать газ со всего мира с помощью судов".
Хегер, в свою очередь, заявил, что Словакия заинтересована в получении части мощностей германских терминалов.
К концу текущего года Германия планирует ввести в строй два плавучих регазификационных терминала для приема сжиженного природного газа. Еще два должны начать работу к маю 2023 г. Совокупная мощность СПГ-терминалов составит 33 млрд кубометров. В дальнейшем ФРГ рассчитывает построить стационарный терминал, но это произойдет не ранее 2026 года.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков рассказал ИнфоТЭК, что Германии придется конкурировать за СПГ.
"Главная проблема не в том, что не хватает инфраструктуры для приема сжиженного природного газа, — поясняет эксперт. — Проблема в том, что не хватает самого СПГ. Новые мощности по сжижению будут введены в США, Катаре и ряде других стран как раз в 2026 году, а до этого Германии придется перекупать существующие объемы на мировом рынке, что приведет к росту цен".
Что же касается более отдаленной перспективы, то здесь все будет зависеть от того, решится ли ЕС отказаться от российского газа. Если это произойдет, не факт, что СПГ-терминалы смогут обеспечить потребности самой Германии, не говоря уж о других странах, предупреждает Юшков. Германия — крупнейший потребитель российского газа, в год она закупает 40-50 млрд кубометров (по данным "Газпром экспорта", в 2020 г. газовый импорт ФРГ из России составил 45,8 млрд куб. м.). Общее же потребление Германии составляет около 90 млрд кубометров в год. В связи с этим Юшков полагает, что заявления Шольца направлены не столько на то, чтобы действительно делиться газом, поступающим через германские терминалы, сколько на то, чтобы избежать претензий.
"Сейчас в адрес Берлина все чаще звучат обвинения в том, что Германия имеет слишком плотные отношения с России и реализует проекты (такие как, например, действующий "Северный поток" и замороженный "Северный поток-2″ — ред.) только в собственных интересах, — рассказывает эксперт. — Вполне вероятно, что, например, Польша захочет по примеру Германии стать транзитером газа и предложит часть терминалов построить у себя (по нефти Варшава уже подобные предложения делала). Поэтому Германия заранее и заявляет, что СПГ-терминалы будут работать не только для нее, но и для других стран".
Вторая причина — финансирование. Юшков указывает, что если СПГ-терминалы будут признаны проектами общего значения, ФРГ сможет получить под них часть финансирования от ЕС. Так же Польша аналогично поступила с проектом газопровода-интерконнектора Baltic Pipe, добившись от Еврокомиссии финансовой поддержки проекта.