Европа может запретить страхование танкеров с российской нефтью
Фото: www.sovcomflot.ru

Европа может запретить страхование танкеров с российской нефтью

Евросоюз не остановился на собственном нефтяном эмбарго в отношении России и теперь планирует запретить также страхование судов, перевозящих российскую нефть. Как сообщила во вторник The Wall Street Journal со ссылкой на источники, запрет должен быть введен в течение полугода. По данным WSJ, предполагается, что запрет на страхование танкеров «перекроет России доступ к международным нефтяным рынкам». Financial Times, в свою очередь, сообщает, что новая мера уже согласована с Великобританией.

Ранее во вторник ЕС объявил о введении частичного эмбарго на российскую нефть. Пока запрет касается только объемов, перевозимых морем, и не затрагивает нефтепроводные поставки. Впрочем, к концу года, как минимум, Польша и Германия намерены отказаться от российского сырья, поступающего по нефтепроводу «Дружба».

«Предлагаемый Евросоюзом запрет на страхование танкеров, перевозящих нефть из России, направлен на то, чтобы помещать РФ переориентировать поставки своего сырья на другие, в первую очередь азиатские рынки, — пояснил ИнфоТЭК доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. — Сегодня российское сырье с удовольствием приобретают страны АТР, в первую очередь Китай и Индия, и в результате по объемам поставок восточное направление отечественного нефтяного экспорта уже опередило европейское. И в дальнейшем такая тенденция будет только усиливаться. Чтобы не допустить этого, европейцы и стремятся вести запрет на страхование».

Разумеется, запрет на страхование не означает запрета на плавание таких судов, отмечает эксперт. Еврочиновники не будут, подобно ГИБДД, останавливать суда в море и требовать предъявить страховку — таких полномочий у них нет. Но отсутствие страховки, по словам Андрианова, кратно повышает риски перевозчика и делает транспортировку крайне дорогой и практически нецелесообразной.

«Риск потери судна без всякой компенсации перевесит привлекательность любых, даже самых высоких транспортных тарифов», — полагает эксперт.

Крупнейшим рынком страхования морских перевозок сегодня служит Lloyd’s of London. Великобритания, не входящая в ЕС, по имеющейся информации, согласилась поддержать инициативу Евросоюза по запрету страхования танкеров с российской нефтью.

«К каким последствиям приведет такой запрет? Наивно думать, что Россия вдруг прекратит поставки нефти в АТР. Будет вестись поиск других, помимо Lloyd’s, страховых организаций, в первую очередь в азиатском регионе. И это станет еще одним важнейшим фактором разрушения монопольных (или олигопольных) финансовых институтов, веками выстраивавшихся на Западе. А преимущество получат финансовые структуры азиатских стран, которым сегодня вполне по силам заменить западные страховые компании», — прогнозирует Андрианов.

Аналогичную картину, по словам эксперта, мы уже видим применительно к нефтяным трейдерам. На место крупных игроков, отказывающихся по политическим мотивам иметь дело с российской нефтью, приходят более мелкие компании, получающие огромные прибыли от таких операций.

«И это также подрывает олигопольные позиции ведущих трейдерских организаций», — говорит Андрианов.