ЕС запретил поставки в РФ оборудования для СПГ-сектора и нефтепереработки

ЕС запретил поставки в РФ оборудования для СПГ-сектора и нефтепереработки

Европейский союз запретил поставлять в Россию, прямо или косвенно, товары и технологии, которые могут использоваться для переработки нефти и сжижения природного газа, сообщает 11 апреля "Интерфакс" со ссылкой на документ ЕС.

В перечень запрещенного ко ввозу в РФ СПГ-оборудования были включены технологические установки для охлаждения газа, установки для разделения и фракционирования углеводородов в процессе сжижения, установки для собственно сжижения природного газа, холодильные камеры, криогенные теплообменники и криогенные насосы.

В секторе нефтепереработки запрет коснулся таких видов оборудования для глубокой переработки нефти, как установки алкилирования и изомеризации, атмосферно-вакуумные установки перегонки нефти, установки каталитического риформинга/крекинга и других.

По словам опрошенных ИнфоТЭК экспертов, влияние санкций будет разным, в зависимости от сектора. Так, вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев напоминает, что, во-первых, есть возможность поставок оборудования и технологий нефтепереработки из Китая.

"Во-вторых, существуют торговые представительства. В-третьих, промышленную и экономическую разведку тоже никто не отменял. Но главное — стоит больше внимания уделять собственным технологиям. Зарубежные поставки дороги не из-за веса оборудования, а из-за многолетней работы ученых. И если российские компании будут вкладываться в фундаментальную науку, они и будут зарабатывать. И именно в этом отличие российского импортозамещения от китайского. Мы не собираем по примеру, а делаем свое. И новые санкции — новый импульс для российских разработок", — сказал Гусев.

С СПГ-сектором ситуация несколько иная. По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, удар по российской СПГ-отрасли может оказаться довольно серьезным.

"Россия производит только оборудования для мало- и среднетоннажных СПГ-заводов, — рассказал Юшков ИнфоТЭК. — А вот для крупных, от 5 млн тонн, оборудования у нас нет. Обсуждалась возможность масштабирования строительства малотоннажников, условно – построить десять заводов по 1 млн тонн, но пока неясно, удастся ли это на практике, и сколько это будет стоить. А на полное импортозамещение, как ранее заявляли власти, мы выйдем не раньше 2030 года — и эти прогнозы делались в обычных условиях".

Таким образом, считает эксперт, вероятнее всего, придется поставить на паузу запуск второй и третьей очередей проекта "Новатэка" — "Арктик СПГ 2" (первая очередь практически готова, ее, скорее всего, запустить успеют).

С другой стороны, по словам Юшкова, этот запрет бьет и по самой Европе, которая отчаянно нуждается в СПГ, в том числе, в российском. При этом тот же "Арктик СПГ 2" должен был стать первым масштабным СПГ-проектом ближайшего времени (его рассчитывали запустить в 2023 году), тогда как в США и Катаре, крупнейших производителях сжиженного газа, новые мощности будут вводиться на ранее 2025 года.

"Полагаю, когда острая фаза конфликта на Украине завершится, Европа с готовностью отменит наиболее болезненные для себя антироссийские санкции", — говорит Юшков.